Текстильная и легкая промышленность России

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ИДО МГУДТ Ирины Леденевой на "ЛЕГПРОМФОРУМЕ-2014"


МГУДТ выпускает технологов и дизайнеров для различных отраслей промышленности. Вуз славится авторскими методиками преподавания, что позволило стать ему базовым в области дизайн-образования и для специалистов, и для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава дизайнерских вузов России.

Глобальная информатизация, высокие технологии и постоянно растущие требования к квалификации специалистов ставит образование основополагающим фактором профессиональной конкурентоспособности. Высокая квалификация человека является одним из значимых факторов национального конкурентного преимущества. Потребности, как работодателей, так и специалистов растут с каждым днем, и акценты смещаются в сторону непрерывного образования – life long learning, как его называют на Западе.

В период реформ в экономике России образовательные учреждения дополнительного образования оказались во многом предоставлены самим себе. Постепенно они начали адаптироваться к новым условиям и самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. Перемены в общественной жизни России вызвали не только количественные, но и структурные изменения в системе образования, в спросе на образование и контингенте обучаемых. Кардинальное изменение принципов российской экономики поставило задачу массовой переподготовки кадров во всех сферах общественной жизни. Подавляющее большинство выпускников вузов, техникумов и колледжей, не говоря уже о самих работниках образования и других специалистах, нуждается в переподготовке. В этих условиях система дополнительного образования становиться важнейшим инструментом решения задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации огромного количества людей.

Переход к рынку потребовал принципиально новых профессий, специальностей, квалификаций. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, биржевого дела, приватизации, безопасности бизнеса и др. Эти проблемы не могли не коснуться и индустрии моды. Работа в новых экономических условиях значительно активизировала деятельность образовательных учреждений и привела к поиску новых форм организации учебного процесса.

Перестройка системы профессионального образования существенно повышает роль и значение дополнительного профессионального образования (ДПО) в обучении квалифицированных специалистов, систематическом повышении их квалификации и профессиональной переподготовке. Повышение роли и удельного веса ДПО в общей системе профессионального образования, обусловлено реформированием российской экономики и существенным ускорением научно-технического прогресса в основных отраслях промышленности, строительства и инфраструктуры, сопровождающиеся необходимостью обязательного повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров через каждые 3-5 лет; переходом российского высшего образования на многоуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратуру) и необходимостью повышения квалификации и профессиональной переподготовки дипломированных бакалавров через систему ДПО в соответствии с запросами работодателей; заменой государственного лицензирования в экономике на общественную аттестацию и сертификацию и выявлением новой масштабной организующей и координирующей роли системы ДПО вузов и саморегулируемых организаций участников производственного цикла по обучению, аттестации и сертификации специалистов и организаций; интеграцией российской экономики с экономикой Европейского Союза и экономиками других стран и связанной с этим необходимостью повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки специалистов с выдачей им международных сертификатов; необходимостью существенного повышения уровня квалификации и компетенции руководителей и специалистов высшего, среднего и начального звена путем создания оптимальной сети образовательных учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования.

Необходимость гибкого реагирования системы дополнительного профессионального образования на происходящие изменения требует постоянного развития научно-методического и информационного обеспечения ее деятельности c целью создания адаптированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, позволяющей оперативно удовлетворять запросы руководителей и специалистов в дополнительном образовании.

Для удовлетворения потребностей работодателей и повышения эффективности на каждом рабочем месте специалиста любое структурное подразделение системы допобразования, равно, как и автономное учреждение ДПО должно своевременно прогнозировать развитие рынка труда с целью опережающей подготовки специалистов для перспективных областей экономики; исследовать рынок образовательных услуг; развивать информационное обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; формировать современное учебно-методическое обеспечение; использовать современные средства управления образовательным процессом; оптимизировать международное сотрудничество.

Инновационная деятельность напрямую связана с творческим трудом множества профессионалов. Для инновационной деятельности также существует проблема производительности и эффективности. И корни этих проблем лежат в парадигме подготовки специалистов. Мы готовим специалистов, тогда как надо готовить профессионалов, способных на самостоятельные действия, на самостоятельное наращивание своих умений и навыков, на самомотивацию и самоорганизацию своего творческого труда. Область, которую охватывает в своих программах переподготовки в Московском государственном университете дизайна и технологии (МГУДТ), можно обозначить как индустрия моды в самом широком понимании данного термина.

Индустрия моды – область деятельности, результатом которой является создание новых видов и форм, версий и вариантов предметно-материального мира и мира представлений нашего общества. Эти результаты напрямую влияют на формирование образа жизни общества, захватывая и образ мышления, и образ действий. Если в стране не запущен процесс порождения новых идей в этой области, если не существует национальных производителей, способных эти идеи перевести в материальный план экономически выгодным способом, то мы теряем очень мощную составляющую нашего развития. В этой области лежит такой феномен как эмоциональный суверенитет – способность независимо продуцировать сюжеты своей жизни, создавать содержание общения, формировать и предлагать новые модели успеха в обществе, создавать атмосферу свободного развития. Отсюда вывод – необходимы проактивные действия в области формирования представления об Индустрии моды, как о сочетании производственно-предпринимательской, художественной и интеллектуальной активности большого количества людей, имеющей влияния на все общество в целом – через распространение идей и вещей как носителей идей.

Инновационная атмосфера создается в обществе в целом, особенно в среде молодежи, молодых профессионалов. Индустрия моды обладает свойством публичности – ее важной составляющей. Усилия и вложения в Индустрию моды окажут быстрое влияние на атмосферу в обществе в целом. Созданные новые рабочие места будут направлены на создание реальных экономических, социально-культурных, инновационно-интеллектуальных и эмоционально-мотивационных ценностей.

Система подготовки кадров для Индустрии моды в том виде, в каком она есть, требует не просто существенного дополнения, но и изменения лежащей в основе парадигмы. Мы должны перейти к подготовке самостоятельных профессионалов, а не рядовых и недалеких исполнителей, которые возможно когда-нибудь выйдут на необходимый уровень понимания профессии.

МГУДТ сейчас является ВУЗом с направленностью подготовки активных профессионалов – представителей креативного класса, людей, создающих экономические ценности в процессе творческой деятельности.

Одной из составляющих учебного процесса является постановка умений самостоятельного творческого труда и групповой творческой деятельности. Под творческой деятельностью подразумевается художественное, интеллектуальное и организационное творчество. Сложность обучения творческому труду заключается в том, что необходимо соединять внутреннее индивидуальное и внешнее профессиональное развитие. Новые знания и навыки должны сочетаться с новым мышлением и осознанием себя. Кризис отечественной системы образования – показатель того, что только наращивание вариативности или наоборот упрощение навыков и уменьшение объема знаний не отвечает современным задачам подготовки профессионалов, готовых к созданию «добавленной стоимости», к работе на создание «нового богатства» общества.

Дополнительное образование в МГУДТ реализует созданный более 10 лет назад Институт дополнительного образования. Сейчас Институт дополнительного образования (ИДО) сформировавшееся, активно работающее структурное подразделение университета, заменившее фактически в масштабах страны расформированный в конце ХХ века институт повышения квалификации специалистов и руководящих кадров легкой промышленности. ИДО МГУДТ включает несколько школ, центров и лабораторий.
Представляет большой интерес Российско-Французский проект МГУДТ и французской школы дизайна ESMOD – обучение российских дизайнеров по программе «Master of arts: fashion & marketing», которая учит эффективно проектировать и управлять бизнес-процессами в модной индустрии.

МГУДТ в 2009 году открыл не только ряд новых специальностей для получения первого высшего, но и дополнительного (к высшему) образованию по программе «МВА: бизнес-дизайн» – первой программе в России по подготовке эффективных руководителей и специалистов в сфере бизнес-дизайна. Новый проект МГУДТ – открытие при ИДО Международной школы KEUNE Design для переподготовки специалистов индустрии красоты. Этот проект состоялся, благодаря подписанию в Амстердаме, в торговом представительстве России в Нидерландах Соглашения между МГУДТ и голландской компании KEUNE Haircosmetics об открытии этого уникального учебного заведения.

Перспективным проектом МГУДТ в области дополнительного образования является открытие Лаборатории перспективных технологий и дизайна для реализации нового направления – нейродизайн. Появлению нейродизайна предшествовало развитие эко- и социодизайна. Нейродизайн призван помочь человеку стать более жизнестойким. Несомненно, воспитание таких качеств в специалисте, и, тем более, в руководителе позволит повысить конкурентоспособность любого бизнеса, в том числе индустрии моды, сохраняя при этом целостность личности человека. Нейродизайн ориентируется на человека и его жизнь в современной среде. Нейродизайн – это дизайн человеческого в человеке. Первой программой допобразования Лаборатории перспективных технологий и дизайна станет «Психология дизайна и архитектуры».

Таким образом, настоятельная необходимость переподготовки и получения любого другого дополнительного образования, как специалистов, так и преподавателей продиктована временем. Кадровый вопрос всегда был и будет главным. И для того, чтобы Российские компании могли выжить в условиях жесткой конкуренции с мировыми, необходимо держать курс на прогрессивные технологии и знания.

В МГУДТ созданы условия для организации Инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности. С развитием современных технологий стало очевидно, что наиболее привлекательными для молодежи являются прикладные исследования, результатом которых становятся продукты, имеющие успех на рынке. Одной из задач Инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности является поддержка разработок молодых ученых МГУДТ. Ведущие предприятия текстильной и легкой промышленности готовы оказать содействие и помощь в развитии Центра.

Предложения в резолюцию Форума от МГУДТ:


1. Реанимировать систему поддержки молодых специалистов, работающих на предприятиях отрасли: помощь в обеспечении жильем, выплата денежных средств, так называемых «подъемных», возможность профессионального и карьерного роста и т.п.

2. Разработать систему мотивации предприятий для активного включения в образовательный процесс целевой подготовки и переподготовки кадров «для себя» с учетом особенностей того или иного предприятия.

3. Вернуть бюджетное финансирование для повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава ВУЗов и ССУЗов России, осуществляющих подготовку кадров для текстильной и легкой промышленности.

4. Реанимировать систему повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящего состава предприятий текстильной и легкой промышленности на основе мониторинга потребностей предприятий и системы «обратной связи».

Вернуться в начало раздела

 

 

Новости:

Все новости

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт