22.06.2017

ГОСКОМИССИЯ ПО КОНТРАФАКТУ констатировала ВЫСОКУЮ ДОЛЮ нелегальной продукции в обороте

 

kontrafaktСостоявшееся 21 июня с.г. заседание Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции вновь констатировало, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры, доля контрафакта и других разновидностей нелегально произведенной продукции остаётся высокой.

Причем она охватывает всё больший ассортимент сырьевых, полуфабрикатных и готовых товаров.
По мнению многих экспертов, в т.ч. ряда участников заседания, главные факторы этого тренда: "прозрачность" таможенных границ в ЕАЭС и недостаточная проработанность межгосударственных (в рамках ЕАЭС) мер по противодействию контрактной продукции, различные толкования в странах Союза самого понятия "контрафакт", реэкспорт, демпинг.

Сказываются также сравнительно "мягкие нормы ответственности" в РФ и ЕАЭС за производство/сбыт контрафакта, а также падающий платежеспособный спрос большинства населения, вследствие чего быстро растет спрос на дешёвую, хотя и, в большинстве своём, низкокачественную продукцию. Характер же внутри-/внешнеторгового регулирования не предусматривает более жёсткого регулирования потребительского рынка.

Вдобавок, свою лепту в ситуацию вносят резкое ослабление и упрощение с конца 1980-х системы мониторинга потребительского рынка, "либерализация" стандартов качества и потребительской безопасности продукции. Негативно влияет также межведомственная "разбросанность" и при этом нормативно-правовая ограниченность функций контроля качества/безопасности продукции.

Плюс к тому, "едва ли не "рекордные" темпы создания зон свободной торговли со всё большим количеством стран дальнего зарубежья пока не сопровождаются параллельным формированием межгосударственной - эффективной системы мер по предотвращению/выявлению контрафакта и "примыкающих" к нему товаров.

Что не в последнюю очередь связано с различной нормативно-правовой базой в этой сфере в России, странах дальнего зарубежья, стремящихся к свободному торговому режиму с одним из крупнейших потребительских рынков мира - Евразийским экономическим пространством.

По многим экспертным оценкам, реальная доля контрафакта и смежных с ним "видов" продукции на российском потребительском рынке варьируется от 25 до 45% и выше (в зависимости от ассортимента). В контексте отечественной легкой промышленности, президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин так характеризует проблематику контрафакта: "Хотя этой проблеме уже свыше 25 лет, - к сожалению, эффективных, притом системных её решений пока нет. Теневой оборот получает ежегодно миллиардные доходы, лишая легитимных товаропроизводителей, платящих налоги в федеральный бюджет, огромных доходов". По оценке А.Разбродина, объем реализации контрабандных товаров легкой промышленности на территории РФ на треть превышает объем "реализации оригинальных товаров законопослушных компаний. Столь масштабный теневой оборот ставит российские предприятия отрасли в весьма невыгодное положение".

Тем временем, положительный опыт, за 2016-2017 гг., обязательной маркировки меховых изделий, инициированной Минпромторгом РФ Евразийской экономической комиссией, при поддержке и непосредственном участии СОЮЗЛЕГПРОМа и ассоциации АКОРТ  планируется постепенно распространять на более широкий потребительский ассортимент. Однако, темпы этого распространения пока остаются медленными...

Как отметил глава ведомства Денис Мантуров, "проект по маркировке обуви в России, по аналогии с шубами, может быть запущен в конце 2017 г. - начале 2018 г.". Министр пояснил: "Мы исходим из того, что соответствующий закон должен вступить в силу 1 января 2019 г., но при этом рассчитываем начать пилотный проект по маркировке обувных изделий до конца этого года или с начала следующего года".

Напомним, что в настоящее время в РФ реализуются два проекта по маркировке продукции: по меховым изделиям и лекарственным препаратам. Так, весной 2016 г. в России стартовал проект по электронной маркировке (RFID-метки) меховых изделий, а с 12 августа 2016-го маркировка этих изделий стала обязательной на территории ЕАЭС. То есть, в странах ЕАЭС запрещены приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных предметов одежды, принадлежностей к одежде и изделий из натурального меха.

А с 1 февраля 2017 г. в РФ стартовал пилотный проект по маркировке лекарств двоичным штрих-кодом для защиты от недоброкачественных препаратов и контрафакта. По данным Росздравнадзора, в рамках этого проекта будут маркированы 60 торговых наименований, в том числе 10 лекарств для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями, и ещё 30 лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. С 2018 года планируется сделать маркировку двоичным штрих-кодом обязательной для всех производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов в России.
Предложено также распространить систему маркировок, в частности, на древесину, рыбные изделия (включая икру), мёд, табак, ряд других продовольственных товаров.

А вот распространение тех же мер в других странах ЕАЭС - до сих пор в режиме согласования...
Председатель  правительства РФ Дмитрий Медведев ранее заявил, что правительство "намерено включить в перечень товаров, подлежащих маркировки идентификационными знаками, обувь, древесину и авиакомпоненты". Глава Мипромторга Денис Мантуров предлагал более широко применять эту меру и в сфере продукции легпрома, упоминая, в частности, верхнюю одежду.

Иными словами, аллегорической иллюстрацией реальных антиконтрафактных мер, пожалуй, может служить китайская пословица "Один шаг уже сокращает путь". Но главное, чтобы путь этот не становился всё длиннее, шаг за шагом...

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт