09.10.2017

В Госдуме участники ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ЛЕГПРОМУ обсудили проблемы КОНТРАФАКТА в ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

ex128 сентября с.г.  в Госдуме РФ состоялось заседание Экспертного совета по текстильной и легкой промышленности. Темами обсуждения стали вопросы контрафакта и контрабанды на рынке легкой промышленности.

Участники заседания высказывали озабоченность высокой долей  контрафактной продукции на отечественном рынке товаров легкой промышленности. По словам собравшихся участников, наиболее вопиющая ситуация сложилась на рынке обувных изделий, особенно в сегменте детской обуви, где подделки - вдобавок, дешевые и опасные для здоровья - доминируют в этом секторе рынка. И минимум 70% этих изделий регулярно поступает в РФ из Китая через сопредельные страны ЕАЭС.

По данным Андрея Павлова, президента группы Zenden, обувной рынок в РФ достигает 500 млн. пар, из них минимум 150 млн. - контрафакт и контрабанда, 150 млн. пар - легальное производство в РФ, около 200 млн. - легальный импорт. Доля же китайской продукции - "в основном низкокачественной и небезопасной для потребителя - не меньше 60%". Китайские продуценты, как отметил А.Павлов и другие участники заседания, прямо говорят, что в РФ быстро растет спрос на дешевую продукцию - отсюда и низкое качество сырья для её экспортного производства. Вдобавок, активно растут поставки такой продукции через страны-партнеры РФ по ЕАЭС, ввиду "прозрачности" внутриблоковых границ и, по сути, символического контроля за качеством ввозимого на этих границах. А нормативно-правовые пробелы в экономическом законодательстве ЕАЭС не позволяют внедрять деепособный межгосударственный контроль за продвижением этих потоков и своевременно их выявлять. Объем же выявленного на 80% приходится на конечные точки реализации, а сам этот объем - буквально "капля в море" контрафакта и контрабанды.

Участники заседания отметили также параллельный тренд: быстрый рост числа магазинов, торгующих такими изделиями в РФ, из-за чего, например, Adidas и ряд других других иностранных брендов фактически уходят с российского рынка. А рост числа "контрафактных" магазинов обусловлен не только спросом, но и наличием для них "индивидуальных" налоговых режимов - коррупционных по своей сути. Плюс к тому - ещё и "символические" штрафы в РФ за сбыт контрафакта/контрабанды.

ex2По оценке Александры Андрунакиевич, гендиректора Российского союза кожевников и обувщиков, формы контрабанды и ее сбыта всё активнее "множатся" в стране.

В целом, это не меньше 40% объема внутреннего обувного рынка. Причем "огромные ее потоки идут через все страны ЕАЭС". Нужны, по мнению А.Андрунакиевич и других экспертов, комплексные межгосударственные меры, которые не могут исчерпываться только утилизационным сбором на ввозимую обувь и чипированием обувной продукции. Нелишне, кроме того, подробно и постоянно информировать общественность о вреде контрафакта и других дешевых подделок для здоровья потребителей.

В то же время, в стране сохраняется острый дефицит проверочных лабораторий и соответствующего оборудования. Потому отнюдь не каждый производитель или ритейлер повезёт продукцию на проверку за три девять земель. Да и сами лабораторные проверки не являются обязательными.

С такими выводами согласились все участники форума. По мнению главы Экспертного совета Андрея Ветлужских, востребовано создание специального сайта Минпромторга РФ об ущербности контрафакта для потребителей.

Можно сказать, камня на камне не оставил по сложившейся ситуации Николай Поляков, гендиректор ООО "КАРИ". А именно: "...статистика по реальному импорту отличается в разы в большую сторону от официальной. Выстроена транснациональная торгово-логистическая система доставки и сбыта в РФ контрабанды и контрафакта, особенно из Китая. В том числе, через соседей РФ по ЕАЭС. Скажем, меховые изделия завозились в РФ через Белоруссию по цене в 2000 руб. за единицу, а сбывались у нас - за 200 тыс. руб.". Н.Поляков тоже сакцентировал внимание на том, что магазины по сбыту демпинговых подделок в РФ "растут как грибы после дождя", а площади таких магазинов растут "ещё быстрее, ввиду высокого спроса на дешевый ассортимент любого качества. В результате, легальный производитель оказывается в тупике".

По словам Светланы Арбековой, начальника управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС, преобладающий ассортимент товаров массового потребления в РФ не подлежит идентификации на подлинность. До сих пор "не отстроена система отслеживаемости торговых маршрутов внутри ЕАЭС. А введение электронной маркировки обувной и другой продукции или утилизационный сбор на импорт - только часть превентивных мер, "но не единственная панацея". С чем, можно сказать, повторно согласились все собравшиеся эксперты.

Андрей Волков, замначальника профильного управления Роспотребнадзора, обратил (как и другие эксперты) внимание и на то, что категория "контрабанда" в 90-х исключен из нормативно-правовой базы; продолжается ограничение функций Роспотребнадзора по проведению проверок качества продукции. В 2016-м они сократились на треть, тот же тренд и в текущем году. Вдобавок, ведомство с 2010 г. лишено прерогативы выносить санитарно-эпидемиологические заключения, подлежащие обязательному выполнению.

Вице-президент Союзлегпрома Надежда Самойленко, подытоживая состоявшееся заседание Экспертного совета, отметила, что легпром вполне может стать долгосрочным драйвером развития производственной 

ex3

экономики и роста внутреннего спроса. Что подтверждается не только зарубежной практикой, но и, к примеру, ростом производства с 2016-го во многих подотраслях российского легпрома. Особенно этот тренд, по словам Н.Самойленко, касается сегментов синтетических волокон и нетканых материалов, где динамика роста в первом полугодии 2017-го была максимальной. Что же касается контрабанды и контрафакта, "это сопряжено не только с подавлением легального отечественного производства: речь идет о здоровье населения страны.

По словам  Ирины Ивановой, замдиректора департамента развития внутренней торговли, легпрома и легализации оборота продукции Минпромторга РФ, сегодня государством уделяется повышенное внимание вопросу борьбы с контрафактом, создана и успешно функционирует соответствующая профильная госкомиссия, под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.  

Как отметила Ирина Иванова, девальвация рубля благоприятствовала росту производства в легпроме: предприятия отрасли вложили в свои проекты до 17 млрд. руб., открыли около 20 новых производств. благоприятно влияют также недавно введённое субсидирование процентных ставок по кредитам на оборотные средства; реализация госпрограммы льготного лизинга (объемом в 1 млрд. руб.). А господдержка (500 млн. руб.) сектора камвольных тканей для школьной формы резко увеличила объемы ее производства и сбыта. В текущем году в эту подпрограмму предлагается включить вискозную ткань. "Но все деньги поддержки по данным секторам уже закончились, потому требуется пролонгировать означенную господдержку. А четкого решения этого вопроса в Минфине РФ пока нет", - подчеркнула представитель Минпромторга  РФ.

Положительно, по словам Ирины Ивановой, сказывается также политика Фонда развития промышленности (ФРП): это кредиты под 5% годовых; в легпроме с участием ФРП в 2016 - 2017 гг. реализовано 12 инвестпроектов. Отмечена также важная роль для многих подотраслей легпрома недавно введенного запрета на экспорт кожссырья, как и запрета на допуск инофирм к госзакупкам. Но "в целом, требуется увеличить объем господдержки легпрома" (В 2016-м её объем составил 2,2 млрд. руб.).

Относительно господдержки отрасли, она должна составить минимум 3 млрд. руб. в год. Для решения этого стратегического вопроса требуется поддержка со стороны не только бизнеса, но и всего депутатского корпуса - федерального и регионального".

Подытожил мнения учаастников заседания Олег Тухватуллин, глава отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту продукции Минпромторга РФ. Отметив, что "надо теснее сотрудничать с бизнесом.в т.ч. в рамках ЕАЭС, по всем вопросам противодействия контрафакту". При этом маркировка изделий - "не единственное, но важное средство для оперативного выявления всевозможных суррогатов и их устранения с внутреннего рынка".

Выводы и рекомендации заседания Экспертного совета не позже середины октября с.г. будут направлены федеральным ведомствам, региональным властям и бизнес-сообществу.

 

C Протоколом заседания можно ознакомиться ЗДЕСЬ...

Все материалы >>