12.02.2018

Эффективность РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ и механизмы САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ рассмотрели эксперты на круглом столе в ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

oprf1 12 февраля с.г. в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Об общей концепции места и роли общественных (саморегулируемых) организаций в системе государственного управления промышленностью».

Дискуссия по этой комплексной проблеме, в рамках Общественной палаты, была предложена Российским cоюзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром). Ввиду всё большей актуальности всего комплекса вопросов по регулированию развития промышленности РФ. И, в то же время, из-за неурегулированности не только нормативно-законодательной базы в сфере взаимодействия государства и отраслевых/межотраслевых СРО. Но и сохраняющихся "пробелов" в самом понятийном аппарате, связанном с регламентацией и деятельностью таких организаций. 

Практически все участники дискуссии высказали сожаление, что в работе Кругло стола не участвуют представители федеральных министерств и других ведомств. Хотя именно в "связке "государство-бизнес-СРО", как отмечалось участниками форума, возникает преобладающее число проблем. Затрудняющих эффективное воздействие саморегулируемых организаций на ведомственные и, в целом, правительственные решения в сфере промышленной политики.

Открывая дискуссию, президент Союзлегпрома, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин в своем выступлении обозначил узловые вопросы этой тематики, на решении которых целесообразно сосредоточиться ведомствам, законодателям и бизнес-структурам. Напомнив, что Общественная палата (ОП РФ) и её комитеты/комиссии "делегируют своих экспертов в Общественные советы ведомств. Это нацелено на повышение эффективности взаимодействия государства, бизнеса, экспертного сообщества". Но в последнее время наблюдается, по словам А.Разбродина, тренд в сторону некоей "второстепенности" такого взаимодействия. И всё меньшего учёта ведомствами предложений отраслевых союзов и СРО при разработке и реализации отраслевой и межотраслевой политики. C этим полностью согласился авторитетный эксперт по правовым и экономическим вопросам работы СРО Виктор Плескачевский, вице-президент РСПП.

В качестве примера, он уточнил, из 25-ти недавних предложений этого Союза, направленных в минэкономразвития РФ по нормативно-правовым вопросам регулирования промышленности и деятельности СРО, было принято лишь одно...

Между тем, саморегулируемые организации и смежные профессиональные сообщества, действующие в отраслях рыночных индустриальных стран и стран со "смешанной" экономикой, - подчеркнул А. Разбродин, - "предопределяют государственную отраслевую политику. Так, в США практически все отраслевые мощности объединены в саморегулируемые ассоциации, совокупный бюджет которых достигает 10 млрд.долл.» (в Японии эти "планки", соответственно,более 70% и около 7,5 млрд.долл. - Прим. ред.). Схожая практика имеет место в странах Евросоюза, причем в Германии первая ассоциация такого профиля действует с 1923 года".

Как показывает зарубежная практика, четкие параметры взаимодействия государства и бизнеса посредством СРО "ускоряют решение злободневных проблем в промышленности: это, прежде всего, дефицит квалифицированных кадров; высокие уровни износа оборудования, особенно в перерабатывающем секторе; нехватка оборотных средств; привлечение прямых инвестиций; отладка межотраслевой кооперации". В то же время, по мнению А.Разбродина и других экспертов, несовершенной, расплывчатой остаётся нормативно-правовая база и в СРО-сегменте, и по взаимодействию таких организаций с органами власти в России. Особенно это касается стандартизации деятельности СРО".

Относительно отраслевых и межотраслевых программ, разрабатываемых ведомствами, участники Круглого стола подчеркнули, что такие программы должны разрабатываться в рамках отраслевых СРО. А не передаваться "на сторону" зарубежных исполнителям, как это нередко практиковалось до последнего времени минэнерго и минпромторгом РФ. Но последнее связано, опять-таки, с нерешенностью вопросов по взаимодействию государства с отраслевыми организациями, и по регламентации их деятельности.
А.Разбродин отметил также, что Союзлегпром переходит на саморегулирование, но этот процесс не "одномоментный" ввиду тех же и смежных вопросов, требующих "грамотного, последовательного решения. Эти вопросы приходится решать и другим отраслевым ассоциациям».

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин согласился с означенными оценками, подчеркнув, что "решению проблем, сдерживающих рост промышленного производства, может эффективно способствовать использование возможностей саморегулирования". При этом "его важными функциями, по мнению Палаты, следует считать защиту прав и интересов участников от незаконных действий органов государственной власти. А также повышение конкурентоспособности предприятий и соблюдение принципов добросовестной конкуренции».

Д. Курочкин особо подчеркнул: "Мы разделяем необходимость развития добровольности саморегулирования, но для этого необходимо делегирование реальных полномочий, в том числе в части обеспечения определенных стандартов и правил деятельности".

Между тем, набирает силу "вытеснение отраслевых СРО из системы регулирования экономики и отраслевых разработок. Что затрудняет решение вышеупомянутых вопросов и, стало быть, результативное взаимодействие государства и бизнеса". В этой связи, «требуется, в т.ч., корректировка действующего ФЗ "О промышленной политике».

Виктор Плескачевский подробно разъяснил ретроспективу и текущую ситуацию в сфере СРО в производственных отраслях. В России первые СРО были "созданы в финансовой сфере почти 30 лет тому назад. Но до сих пор во властных структурах, да и во многих самих отраслевых сообществах нет четкого понимания - зачем нужны СРО, каковы их возможные прерогативы и как обеспечить дееспособное взаимодействие государства и этих организаций". Причем в последние годы со стороны ведомств проявляется тенденция "подчинить СРО ведомственной промышленной политике и, параллельно, укрепить решающую роль ведомств в принятии решений".

oprff2

В этой связи, В.Плескачевским и другими экспертами упоминалось, своего рода, межведомственное неприятие предложений экс-вице-премьера РФ Бориса Алешина (ныне - главы Комиссии ОП РФ по экономике и предпринимательству) о необходимости реорганизации министерств в контексте повышения роли отраслевых/межотраслевых СРО в промышленной и, в целом, экономической политике в стране.
Вдобавок, в России ныне насчитывается не менее 800 тыс. таких организаций, но "минимум половина из них существуют только на бумаге". Это облегчается, в т.ч., и тем, что большинство чиновников «напомню, вообще не понимают, что такое СРО и зачем они нужны ведомствам»

Решающая роль отраслевых саморегулируемых организаций, по мнению В. Плескачевского, «должна быть в оценке качества продукции и ее потребительской безопасности». А для выполнения этой задача «должна быть решена проблема, что называется, выстраивания качественной и потому дееспособной системы саморегулирования и взаимотношений с государством. Такая система давно доказала свою эффективность в индустриальных странах и фактически заменила собой отраслевые ведомства. Но согласится ли таким вектором СРО «сонм» российских чиновников?». С этими оценками согласились все участники форума.

Станислав Гольдберг, эксперт комитета по промышленности «Опоры России», обратил внимание на то, что в большинстве промышленных отраслей накоплен «высокий уровень экспертной аналитической работы и отраслевой информационной базы». Но, опять же, регулирование этой деятельности и ее невысокая ведомственная востребованность обусловлены, «повторим, некомпетентностью ведомственных чиновников». С.Гольдберг подчеркнул, что экспертные и отраслевые СРО «должны допускаться ко всем вопросам регулирования промышленных отраслей, как это практикуется в большинстве других стран».

Аналогичные или близкие к ним мнения были высказаны Максимом Третьяковым (эксперт комитета по промышленности международной ассоциации «Электрокабель»), Наталией Василенко (президент Союза арбитражных управляющих «Возрождение» СРО), Марией Ворониной (глава Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров»), другими участниками круглого стола.

Все материалы >>