30.09.2015

Раньше швейники старались одеть петербуржцев в элегантную одежду, а ныне – все больше в форменную.

 

На место десятка производственных гигантов пришли сотни малых и средних предприятий

Место на карте

Во многих зданиях, где когда-то работали швейные и обувные фабрики, теперь открыты бизнес-центры. Однако легкая промышленность никуда не ушла из нашего города, таких компаний в Петербурге работают десятки, а мастеров – тысячи. При этом охарактеризовать точное место производителей ширпотреба на промышленной карте города не так-то просто. В статистическом учете легкая промышленность особой отраслью не представлена, поэтому нам придется руководствоваться данными по четырем видам деятельности, так или иначе попадающим в интересующую нас область.

По данным Петростата за январь – август 2015 г., текстильщики и швейники северной столицы показали оборот 22,7 млрд рублей; обувщики и кожевенники – 2,1 миллиарда; деревообработчики, львиная доля которых мебельщики, – 7,9 миллиарда; производители резиновых и пластмассовых изделий – 14,4 млрд рублей. Таким образом, легкая промышленность за первые 8 месяцев текущего года сработала на 41,1 миллиарда рублей. Это 2,9% от совокупного оборота предприятий обрабатывающих отраслей петербургской экономики.

Много это или мало? Несколько лет назад, описывая состояние легпрома, мы определили его вес в городской индустрии в 2,5% – какой-никакой, но прогресс налицо.

Легкая промышленность Ленинградской области в январе – августе 2015 г. вышла на оборот 38,8 млрд руб. – в основном за счет производителей резины и пластмассы. На «индустриальной карте» 47-го региона изготовители ширпотреба заняли 7,8%.

Кто шьет, кто вяжет

Производственное звено петербургского ширпотреба имеет специфическую структуру. Львиную долю оборота легкой промышленности делают несколько крупных предприятий. Например, в швейном деле – группа «БТК», в мебельном – «Севзапмебель» и пр.

Однако основной ассортимент продукции, которую мы покупаем в обычных и интернет-магазинах, выпускают средние и малые фабрики. Их конек – мелкосерийное производство в узких и специфических нишах рынка: детская одежда и обувь, товары для людей с ограниченными возможностями и представителей религиозных конфессий. Много швейных артелей заняты выпуском рабочей и корпоративной одежды под заказ.

Почему в нашем регионе развивается именно этот, немассовый, сегмент? Все просто: из-за специфической целевой аудитории, для которой не подойдут лекала китайского ширпотреба. Плюс в Петербурге много крупных предприятий, которые нуждаются в рабочей одежде, пошитой в их корпоративном стиле, из особых тканей и с учетом требований удобства и безопасности. Такие клиенты в Юго-Восточную Азию за сотней комплектов спецодежды не поедут.

По оценкам экспертов и игроков рынка, сейчас доля отечественной одежды на рынке не превышает 5 – 10%. Что, собственно, укладывается в нишевую роль наших производителей.

У мебельщиков – свои резоны: давно нет очередей за стенками, выпускавшимися многотысячными партиями. Теперь даже крупные комбинаты – своего рода ателье, где «талию» могут сделать так, как того захочет покупатель. Поэтому мебельщикам нужен тесный контакт с клиентом, которому мало картинку показать – ему надо потрогать, посидеть, подумать...

Новые лица

В последние годы у петербургской легкой промышленности появились новые имена. Например, в лидеры по отгрузке продукции вышла фабрика «Нева Тафт», которая делает ковры и напольные покрытия.
Новые имена зачастую маскируются под заграничные – это привлекает потребителей, уверяют владельцы бизнеса. Befree, Zarina, Love Republic – все это на самом деле фирма «Мэлон Фэшн Групп», которая на деньги шведских инвесторов выросла из «Первомайской зари». Впрочем, в северной столице находится лишь «мозг» этой корпорации, а рабочие руки – в Китае и Вьетнаме.

Идем дальше. Desalu – марка фабрики «Салют» (экс-«Комсомолка») по выпуску школьной формы. Одежда под марками Extra, Devo и Flicka пошита петербургской компанией «Экстра». Ее целевая аудитория – молодежь, тинейджеры, у которых вкусы меняются слишком часто, чтобы отправлять заказы далеко. Да и тиражи подобных изделий ограничены.

Кукла Зина

Малозаметный для невооруженного взгляда сегмент рынка ширпотреба – производители пластмассы и резиновых изделий. Хотя «резиновые Зины» и не составляют основу их производственной программы, немало игрушек, продающихся в городских и областных магазинах, made in St. Petersburg. В северной столице выпускается много пластмассовых изделий для детей – игрушек, конструкторов и пр. Их зачастую путают с белорусскими аналогами, хотя по качеству наши им не уступают. Равно как и по цене.
Конечно, крупных игрушечных фабрик – таких как рощинская – давно нет. Однако есть сырье (рядом – нефтехимические гиганты) и потребитель – сотни тысяч родителей Петербурга и Ленинградской области, которые предпочитают покупать детям безопасные машинки из отечественной пластмассы.
В одной короткой публикации мы не охватим всю сферу легкой промышленности нашего города. Но обязательно попытаемся сделать это на тематических полосах, посвященных всему тому, что мы носим, чем обставляем квартиры и играем с детьми.

«Санкт-Петербургские ведомости»

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт