13.06.2017

Андрей Разбродин побеседовал с журналистом "Вечерней Москвы" в преддверии Дня текстильщика

 

vmВ преддверии профессионального праздника работников иглы и веретена правительство РФ приняло ряд документов, направленных на поддержку легпрома.

О том, можно ли превратить наш город в столицу моды, «ВМ» рассказал президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.

— Москва исторически славилась ткачеством…

— О, да. Мы с вами, например, сейчас разговариваем на Малой Семеновской, в самом «текстильном» районе столицы, который (а вовсе не Трехгорка) был когда-то настоящим средоточием отрасли.

Здесь, близ Яузы, была масса суконных мануфактур, здесь находятся знаменитая «Красная Заря», ЦНИИ шерсти, Институт трикотажной промышленности и много чего еще — жизнь кипела как до революции, так и при Советах. Текстиль всегда был драйвером развития, с него начиналась экономика Англии, Франции, Италии, с этого начиналась и — будете удивлены — на этом зиждется сейчас экономика Германии, которая выпускает лучшее в мире оборудование для этой отрасли. У китайцев экономическое чудо тоже началось с легпрома… Мы, как всегда, идем своим путем. С распадом СССР много чего было порушено до основания, но ситуация потихоньку выправляется. У отрасли уже и совершенно другая структура, и совершенно иное качество производственников. Старые руководители были профессионалами, но не монтировались с сегодняшним временем.

А нынешние абсолютно к нему адаптированы, смотрят на ситуацию без паники и розовых очков, они смогли перестроить, оснастить предприятия и сделать отрасль вполне модерновой. И хотя мы пока занимаем всего четверть объема российского рынка, предприятий, которые сегодня делают суперкачественную продукцию по супертехнологиям, уже много. А главное — сейчас кардинально меняется лицо российского бизнеса. Это уже люди, которые хотят жить в России, делать здесь дело, приносить стране пользу и платить ей налоги.

— Много ли желающих делать то же самое в столице?

— Как известно, много лет промышленность из Москвы постепенно выводят, в том числе и по экологическим причинам. Поэтому предприятия чаще всего оставляют в городе офис, маленький кусок производства, а основные мощности располагают в регионах. Конечно, остались «исторические» фабрики вроде «Парижской коммуны», «Красной Зари», «Черемушек» или «Большевички» — они работают, неплохо себя чувствуют, но тоже вынуждены были сократиться, производя на территории столицы процентов 10 от всего ассортимента.

— Но заводы и фабрики в столице — не архаика ли это?

— Понимаете, любой мегаполис не может жить в отрыве от промышленности, ведь в нем есть офисы, шоу-румы и магазины, проходят выставки и форумы… Поэтому промышленная политика города, особенно живущего за счет дорогих услуг, может предусматривать вывод предприятий, но при этом иметь правильную систему взаимодействия с промышленностью, чтобы деловая жизнь не затухала. Многие мировые центры сейчас ассоциируются с легпромом — Милан, Нью-Йорк, Лондон, Гуанчжоу, город ткачей Лион (Париж в свое время от этого отказался и очень сильно потерял, в том числе и финансово)... И промышленная политика там выстроена так, что притягивает туда деньги. Мы едем в Лион для участия в эвентах (мероприятие, направленное на увеличение базы покупателей. — «ВМ») или в Милан на Неделю моды, потому что там созданы для этого условия. Если вы представляете, что такое миланская Неделя моды, сколько людей туда едут, и как трудно в это время даже в пригороде заказать гостиницу, вы поймете, о чем я. Это только говорится — неделя. На самом деле это звездочка на пирамиде, а пирамида — это показы молодых, «смотры» дизайнерских университетов и шоу-румов, закупочные сессии ретейлеров, из которых три недели отдано обувщикам, три — продавцам нижнего белья, три — галантерейщикам… Получается целый год сплошной деловой тусовки.

И при этом город действительно является технологическим центром. Студент приезжает учиться в миланский институт дизайна и уже прекрасно знает, куда пойти, чтобы сделать ткань с нужными ему свойствами и рисунком, где купить суровье (ткань с ткацкого станка без окраски и отделки. — «ВМ»), где находятся склады фурнитуры, где арендовать уникальное оборудование и так далее. В итоге сегодня на одного итальянского студента-дизайнера приходится 10 иностранцев.

И если итальянцы за свое обучение не платят, то все остальные (а это китайцы, турки, русские, украинцы, иранцы в немалом количестве) дружно несут городу деньги: оплачивают учебу, едят, пьют, снимают жилплощадь, пользуются транспортом, покупают услуги и так далее.

— А у Москвы есть шансы стать таким центром моды?

— Конечно, если помнить, что мода — это тоже звездочка на пирамиде. Для того чтобы создать здесь фэшн-кластер (а у нас есть такая идея, мы сейчас ее активно обсуждаем с Торгово-промышленными палатами России и Москвы), нужно объяснить профессионалам, почему они сюда должны прийти. Глубокое заблуждение, что они прибегут на льготу по аренде — она лишь очень небольшая часть себестоимости. Например, Кунцево, в котором есть база для модной индустрии и которое мы пока рассматриваем как вариант для создания этого кластера, — район не из дешевых. И когда мы предложили некоторым своим коллегам такой вариант (причем с уже озвученной льготой по аренде), все отказались — овчинка выделки не стоит.

— А какой эта овчинка должна быть в идеале?

— Все мировые столицы моды стали таковыми благодаря грамотной системе налоговых льгот. В этой индустрии очень много построено на скорости оборота, а когда у тебя из оборота все время вынимаются деньги, потому что у нас многие налоги требуют авансом, ничего не получится. Та же арендная плата при правильно построенной налоговой схеме в кластере может быть даже больше, чем вне его, потому что текстильщики смогут спокойно ее переварить за счет всего остального. Понимаете, можно ведь шить и в Китае, но вопрос, где мы будем получать большую часть своей маржи.

Мы ведь сегодня и ее уже отдаем. У нас, например, в Москве сидит Zara, которая отшивает вещи в Китае за 3 копейки, привозит сюда, продает, а потом вывозит всю прибыль. А если бы здесь сидела, скажем, «Глория Джинс» — тоже уже компания транснациональная, но отдающая налоги и основную часть маржи в Россию? От кого Москве было бы больше проку? Но «Глория» перебросила большинство мощностей, логистические и бухгалтерские центры вовне — так выгоднее.

А ведь за счет совершенно небольшого объема льгот можно организовать и систематизировать всю ту массу талантливых людей, которые реально хотят двигать индустрию и, несмотря ни на что, все-таки умудряются крутиться и что-то делать. В Москве существует огромное количество арт-галерей, в которых периодически проходят модные показы и работают шоу-румы. В Москве еще остались крепкие производства. В Москве есть знаменитый Текстильный университет им. Косыгина с сильнейшей кафедрой дизайна, выпускниками которой были Зайцев, Симачев, Андреянова, Крутикова, покойный Греков — да практически все наши известные модельеры. Но все это существует вне какой-либо идеи, системы и, более того, вне бюджета (столицу минует большая часть прибылей). Мне кажется, переломить ситуацию в пользу Москвы и москвичей совершенно реально. Надо лишь взять и сделать.

"Вечерняя Москва"

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт