24.10.2014

Кутюрье Слава Зайцев — о том, как не дать коммерции победить искусство

 

zaitsev2Неделю моды Mercedes-Benz в Москве открыл показ коллекций «Весна-лето-2015» династии Зайцевых. С мэтром российской моды Славой Зайцевым встретился корреспондент «Известий».

— Уже который год вы демонстрируете по-настоящему русскую коллекцию с обилием ярких цветов.

— Я всегда боялся, что буду скучным, серым, унылым, поэтому уже в институте позволял себе надевать оранжевые штаны и яркие рубашки. Протест шел из подсознания. Я до сих пор не понимаю, почему мы, имея такие богатые кладовые народного костюма, не позволяем себе ярко одеваться? Сейчас постоянно приходится отстаивать право на видение русской женщины, русской одежды. Национальные костюмы являются для меня основой для творчества.

Когда я впервые приехал в Москву в 1956 году, чтобы поступать в институт, то первым делом пошел в Музей народного творчества: красота национального костюма меня покорила. Я очень внимательно изучал этнографию, крой, наконец начал кроить сам — и по сей день это делаю. Когда у меня есть свободное время, я прихожу в студию в Доме моды на девятом этаже. Там разрезаю ткань и наслаждаюсь моментом: удивительно, как быстро можно сделать из куска ткани вещь.

Я и до сих пор хожу в довольно яркой одежде: жизнь достаточно скучная и однообразная, а ведь душа тянется к красоте.

— В последнее время вы довольно часто возвращаетесь к моде прошлого века.

— Прошлое настолько актуально сегодня, что на это невозможно не обращать внимания. Для этой коллекции я использовал современные ткани, но формы — из прошлого: они очень жизнеспособные, комфортные. Я взял свои эскизы 1970–1980 годов, тогда у меня не было возможности их реализовать. Сейчас же качество тканей позволяет. Часть образов стилизована под 1950-е: я помню, как ходила моя мама. Мне всегда казалось, что 1950-е — очень нелепые, а сейчас я вижу в них особую женственность. Думаю, эту тему буду продолжать.

— Зимой в Малом театре намечена премьера спектакля «Молодость Людовика IV» с вашими костюмами.

— Фантастическая работа, красивая и сложная. Я только что начал примерку костюмов — кринолины, камзолы из сложных фактур: очень утомительно, но невероятно. Когда-то я работал в доме моделей «Кузнецкий мост», где по стандарту можно было делать только четыре модели в месяц. Для меня это было убийство, и я начал работать как театральный художник: в итоге сделал 20 спектаклей.

— Сейчас говорят о недостатке качественных российских тканей. Как вы решаете эту проблему?

— Я привожу ткани из Парижа в основном для «кутюрных» платьев. Там закупать просто дешевле. Для прет-а-порте давно покупаю ткани российского производства и очень доволен. Люблю павловопосадские платки — они совершенно удивительные, на фабрике можно выбрать из 680 рисунков. Трикотаж делаю совместно с фабрикой «Уфимский трикотаж». Сейчас у меня грандиозные планы по созданию собственных тканей в Италии — с моими рисунками.

— Санкции на ваши планы не повлияют?

— Нет, наш Дом вне политики.

— С редкими тканями в этот раз вы помогли и сыну Егору?

zaitsev3— Он готовился два года, никак не мог приступить — никогда с такими принтами не работал. Это ткани, найденные моей приятельницей на фабриках в Иваново. Сейчас их невозможно воспроизвести, так как уникальный рисунок набивался с помощью медных валов. В перестройку эти валы куда-то пропали.

— Правда ли, что многие дизайнеры вынуждены шить одежду в Китае и других азиатских странах, потому что там дешевле?

— К сожалению, это так. Для массового тиражного производства в России нет достаточного количества фабрик, оборудования. Рабочая сила намного дороже, чем в Азии. Но для небольшого производства ситуация определенно начинает меняться в положительную сторону. Появилось множество маленьких частных фабрик с хорошим оснащением и профессиональными швеями. Государство помогает малому и среднему бизнесу законодательно, упрощая систему налогов, например. Но в любом случае к сектору легкой промышленности хотелось бы большего внимания властей.

— Мода — это бизнес или творчество?

— Если говорить обо мне, то мода — это жизнь. Я никогда не относился к своему творчеству как бизнесу. Если начинаешь делать коммерческие вещи, никакого искусства в этом нет. Это поток, машина. Мне это неинтересно и скучно. Я всю жизнь творил и никогда не думал о деньгах. Поэтому для меня мода — это творчество, и никак иначе.

— Может ли российская мода конкурировать с западными марками?

— Вполне. Если мы говорим о художниках, модельерах — в России очень много талантов, чье творчество ничуть не уступает западным кутюрье. Правда, я не очень понимаю, зачем говорить о конкуренции. Каждый должен заниматься своим делом, творить, а не думать о том, что он лучше кого-то. Это пустое растрачивание себя и своих возможностей.

— Ваши сын и внучка советовались с вами при создании собственных коллекций?

— Нет, мы никогда не обсуждаем наши работы. Хотя они, как правило, видят, что я делаю — приходят на примерки. Но я сегодня увидел их коллекции первый раз. Они максимально стараются проявить самостоятельность.

— Вы — один из немногих модельеров, кто продолжает традицию дефиле с выходом невесты в финале. И каждый раз в свадебном платье выходит ваша невестка Екатерина Ромашкина.

— Катя Ромашкина не только моя невестка, но и режиссер-постановщик моих показов. Выход невесты в финале ей достается не потому, что у нас родственные отношения. В первую очередь Катя — очень красивая девушка. Благородные черты лица, умные глаза, тонко чувствующая натура — любой образ она может преподнести.

И вы правы, мне очень важно, как выглядит невеста и ее выход. Зачастую именно с образа невесты и начинает рождаться коллекция. Люблю белый цвет, это чистота. Думаю о возвышенном, нежном — и рождаются образы. Вдохновение повсюду. Главное — открыть сердце и благодарить Бога за возможность жить и творить.

Коломенское хранит «Тайны гармонии»

В преддверии показа новой коллекции haute couture Вячеслава Зайцева в музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Тайны гармонии». В залах интерьерной экспозиции дворца царя Алексея Михайловича разместились 24 костюма, созданные маэстро за последние 20 лет, с 1994 по 2013 год.
По мнению организаторов выставки, сочетание истории и современности должно пойти экспозиции на пользу: дворец представляет собой реконструкцию царской резиденции XVII века, костюмы из коллекции Зайцева — не что иное, как авторская интерпретация русского национального костюма.

Работы для выставки Слава Зайцев лично отобрал из 13 коллекций. Это костюмы четырех направлений — русские (выполнены из павловопосадских платков и льна), восточные (сшитые из индийских шарфов), исторические (эпоха ампир) и современные.

Фактически каждая из комнат дворца представляет собственную тему. Изысканные платья и костюмы, массивная бижутерия и головные уборы соседствуют с иконами, расписной мебелью и резными окнами. В каждой комнате 2–3 костюма, идеально вписывающихся в цветовой и смысловой замысел исторической реконструкции.

Как рассказала «Известиям» куратор выставки Алла Собянина, работа над экспозицией началась с экскурсии кутюрье по дворцу.

— Вячеслав Михайлович ознакомился с интерьерами и после уже выбрал костюмы. В итоге некоторые из них «встали» так, будто были здесь всегда, — пояснила куратор.

Выставка в Коломенском — одна из ступеней подготовки к масштабной выставке-ретроспективе Славы Зайцева, намеченной в 2015 году в Эрмитаже. Посмотреть же поистине царские наряды в столице можно до 21 декабря.

"Известия"

 

Все материалы >>