19.05.2015

Мнение Татьяны Голендеевой, заместителя руководителя ФТС

 

Из выступления статс-секретаря, замруководителя ФТС России Татьяны ГОЛЕНДЕЕВОЙ на 2-м Международном форуме легкой промышленности "ЛЕГПРОМФОРУМ-2015"

 

golendeeva2Защита с использованием средств таможенного регулирования интересов отечественных товаропроизводителей, содействие осуществлению мер по защите потребителей товаров, ввозимых в РФ, является функцией таможенных органов РФ, которая в условиях отсутствия таможенных границ между государствами-членами Таможенного Союза, принимая, также, во внимание ассоциацию Украины с Евросоюзом, приобретает особую значимость.

В 2014 и 2013 году на долю текстиля, текстильных изделий и обуви приходилось 7,5% от общего объема импорта РФ, на долю кожевенного сырья, пушнины и изделий из них – 0,4%.

В товарной структуре импорта текстиля, текстильных изделий и обуви наибольший удельный вес приходился на одежду – 47% и обувь – 22%. В товарной структуре импорта кожевенного сырья, пушнины и изделий из них наибольший удельный вес приходился в 2014 году на изделия из кожи – 77%.

Основными странами – поставщиками текстиля, текстильных изделий и обуви являлись Китай – 44%, Турция – 7%, Италия – 6%, Республика Беларусь – 5%. Основными поставщиками кожевенного сырья стали: Китай – 55%, Италия – 13%, Турция – 6%.

В 2014 году на долю текстиля, текстильных изделий и обуви приходилось 0,2% от общего экспорта РФ.
На долю кожевенного сырья, пушнины и изделий из них - всего 0,1%.

В товарной структуре экспорта текстиля, текстильных изделий и обуви наибольший удельный вес приходился на одежду – 32% и обувь – 19%.

В товарной структуре экспорта кожевенного сырья, пушнины и изделий из них наибольший удельный вес приходился в 2014 году на необработанные шкуры и выделанную кожу – 60%, на натуральный и искусственный мех и изделия из него – 55%.

Наибольшие объемы поставок текстиля, текстильных изделий и обуви на экспорт осуществлялись в страны Таможенного союза – Казахстан – 34%, Белоруссия – 26%, Украина – 8%. Поставки кожевенного сырья, пушнины и изделий из них в 2014 году в Италию – 34%, в Республику Беларусь – 10%.

Я привела эти статистические данные для того, чтобы можно было сопоставить цифры поставок в Россию импортных товаров и нашего, столь незначительного, экспорта, которого, очень хотелось, чтобы было больше.
В настоящее время в целях повышения эффективности противодействия незаконному ввозу товаров, в том числе товаров легкой промышленности, производству и обороту нелегальной и контрафактной продукции, поддержанию развития легкой промышленности, повышения уровня конкурентоспособности отечественной промышленности, а также защиты отечественного производителя большое внимание уделяется взаимодействию с крупнейшими ассоциациями и бизнес-сообществами.

Так, согласно информации, направленной президенту РФ Владимиру Путину Ассоциацией Компаний Розничной Торговли (АКОРТ), Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров, Некоммерческим партнерством содружества производителей фирменных торговых марок Русбрэнд, Ассоциацией торговых и компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, объем рынка товаров легкой промышленности был оценен в размере порядка 3 трлн. руб., из них на незаконно произведенную продукцию по экспертным оценкам приходится более 30%.

Причем, я хотела бы обратить внимание, что незаконно произведенная продукция - это не только продукция ввезенная, но и нелегально произведенная на территории РФ.

С целью повышения эффективности противодействия незаконному импорту и обороту промышленной продукции на российском рынке ассоциациями было предложено создать межведомственный комитет по противодействию ввозу, производству и обороту нелегальной и контрафактной промышленной продукции. Предложения были поддержаны.

В целях совершенствования государственного управления в сфере противодействия незаконному ввозу производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, Указом Президента №31 от января 2015 года «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» образована государственная Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Председателем Комиссии назначен Министр промышленности и торговли, в ее состав вошел также целый ряд федеральных министров и руководителей федеральных органов власти.

В рамках взаимодействия с бизнес-сообществами с начала 2014 года ФТС РФ принимает активное участие в работе по созданию системы маркировки товаров, производимых в соответствии с решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 14 апреля №28. «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности».
Данным решением было признано целесообразным создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности в целях контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территории государств – членов Таможенного союза и Единого Экономического пространства.

Следует также отметить, что изначально предлагалось введение маркировки для отдельных видов продукции легкой промышленности. В ходе работы по введению системы маркировки, в связи с жесткой позицией казахстанской стороны, было решено начать данную работу в отношении наиболее дорогостоящей и налогоёмкой продукции легкой промышленности – изделий из меха.

Минэкономразвития РФ в установленном порядке уведомил Евразийскую Экономическую Комиссию о завершении процедур внутригосударственного согласования проекта соглашения о реализации в 2015-16 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными и дирекционными знаками по товарной позиции «Предметы одежды/, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха». Позиция российской стороны полностью отражает мнение ФТС о том, что маркировка импортных товаров должна осуществляться до перемещения через таможенную границу Евразийского Экономического Союза, либо на таможенных складах, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Только в таком случае будет обеспечен контроль за тем, что контрольные и дирекционные знаки будут наноситься именно на те товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза, которые были заявлены в декларации на товары.

При этом номера контрольных и дирекционных знаков будут содержаться в базе данных декларации на товары. Таким образом, будет создана единая база данных, содержащая информацию, позволяющую однозначно идентифицировать товары, и сопоставит сведения о них одновременно с номером декларации на товары и с номером идентификационных знаков. Это позволит более эффективно осуществлять контрольно-надзорные функции в части проверки легальности ввозимых товаров на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза, и, в свою очередь, будет способствовать созданию равных конкурентных условий для всех участников рынка, что обеспечит благоприятные условия для развития специализированных отраслей легкой промышленности.

14 апреля Евразийская Экономическая Комиссия направила сторонам для окончательного рассмотрения доработанный по итогам внутригосударственных согласований государств - членов – Евразийского Экономического Союза проект соглашения, вопрос о подписании которого включен в повестку заседания Евразийского Межправительственного Совета, запланированного на 29 мая 2015 года.

Как показывает практика взаимодействия с крупным бизнесом, проверки, проводимые с учетом поступившей от них информации, имели достаточно высокую эффективность. Работа строится на основе соглашения ФТС с ассоциациями, которые довольно активно предоставляют информацию о возможных нарушениях в той или иной сфере.

До недавнего времени проверочная деятельность подразделений ФТС после выпуска товаров строилась на проведении точечных проверок, без анализа влияния проверок на декларирование идентичных и аналогичных товаров, либо на отрасль в целом.

Применение комплексного подхода позволило учесть взаимосвязь факторов оказывающих влияние на нарушение таможенного законодательства с целью принять меры по их выявлению и пресечению. Одним из инструментов реализации комплексного подхода при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является механизм внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие с крупными бизнес-сообществами, основанное на заключенных ФТС соглашениях.
Началом применения комплексного подхода явились проверки по меховым изделиям. На основе результатов собственной аналитической работы и информации, предоставленной ассоциацией АКОРТ, в Московском регионе был организован ряд проверочных мероприятий в отношении меховых изделий, реализуемых в крупнейших торговых центрах Москвы. По результатам проверок, проведенных Московской таможней, организациями было задекларировано более 3,000 изделий из меха, уплачено таможенных платежей на сумму свыше 13 млн. рублей. ФТС России также направила ряд поручений о проведении выездных таможенных проверок в отношении товаров и изделий из меха, реализуемых в крупных торговых сетях регионов Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском и Южном. По результатам завершенных таможенных проверок организациями в добровольном порядке задекларированы товары и уплачены таможенные платежи на общую сумму 79 млн. рублей.

До настоящего времени проведение ряда таможенных проверок не завершено. Предполагаемая сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, составляет более 300 млн. рублей. Результаты проведенных проверочных мероприятий подтвердили наличие фактов, свидетельствующих о незаконном обороте данных товаров в значительных объемах, что также подтверждается результатами анализа зеркальной статистики, проведенного Управлением таможенной статистики и анализа в отношении данной номенклатуры товаров.

В целом, за год подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведена 361 форма таможенного контроля после выпуска в отношении товаров легкой промышленности. Из них 184 оказались результативными. Сумма доначисления таможенных платежей после выпуска товаров в 2014 составила 218,8 млн. рублей. Взыскано - 84,7 млн. рублей. Возбуждено 160 дел об административном правонарушении, 7 уголовных дел.

По результатам оперативно-профилактических мероприятий, проведенных оперативными подразделениями ФТС, направленными на пресечение незаконного ввоза товаров народного потребления, возбуждено 14 уголовных дел по статье 194 УК РФ и 162 дела об административных правонарушениях.

В связи с предпринятыми ФТС мерами усиления таможенного контроля при декларации изделий из меха и за перемещением багажа физическими лицами через авиационную таможню в июле – октябре 2014 года таможенными органами возбуждено 24 дела об административных правонарушениях и 2 уголовных дела по Части 1 Статьи 226 и Части 1 Статьи 94 УК РФ. Доначисленно таможенных платежей на сумму порядка более 3 млн. рублей и взыскано более 3 млн. рублей.

В перспективе работы ФТС по данному направлению и дальше будет направлено на расширение взаимодействия с бизнес-сообществами путем заключения новых соглашений об обмене информацией с целью выявления и пресечения незаконного оборота товаров легкой промышленности на территории РФ, а также на совершенствование контроля за оборотом товаров и обеспечением легальности импорта товаров на территории Евразийского экономического союза по средствам создания и внедрения системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности.

Наверно Вам покажется, что те цифры, которые я озвучила, не столь велики в рамках такого удельного веса незаконного оборота, о котором мы говорили, но мы сейчас в результате сотрудничества с различными ассоциациями ищем новые пути и методы. И мы очень надеемся на систему маркировки, которая применяется во многих странах, дает определенные результаты. Мы апробируем эту технологию на мехе. Если будет такой пилотный проект положительным и не столь затратным, и будет эффективность от тех вложений, которые будут осуществлены, с результатами борьбы с недобросовестным бизнесом, то мы эту практику постараемся распределить и на другие категории товаров. Будем ждать первых результатов данного эксперимента.

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт