01.03.2016

Сергей Катырин о планах ТПП на 2016г


Торгово-промышленная палата РФ собирается на свой очередной, VII съезд, который проходит сегодня в ЦМТ Москвы, в сложный момент в жизни страны. Россия ищет более эффективные пути дальнейшего развития, чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность и осуществить структурные преобразования в реальном секторе экономики.

ТПП РФ, как крупнейшее бизнес-объединение, безусловно, не может оставаться в стороне. В ходе съезда на четырех дискуссионных площадках состоится профессиональное обсуждение актуальных проблем экономики, развития предпринимательства в современных условиях. По итогам дискуссии планируется определиться с основными направлениями деятельности ТПП РФ на 2016–2020 годы.

О главных приоритетах Торгово-промышленной палаты России рассуждает ее президент Сергей Катырин.

Новый закон о ТПП РФ

katyrin2В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Палата проделала большую работу,чтобы этот документ, который определяет теперь нашу с вами деятельность, появился. Надо было привести прежний закон 1993 года в соответствие с сегодняшним законодательством, готовыми экономическими реалиями.

Мы стремились отразить расширение функций торгово-промышленных палат – не только федеральной Палаты, но всей нашей системы. Ведь раньше, когда мы приходили в регионы и говорили: «Мы готовы быть центром поддержки малого бизнеса», нам иногда отвечали: «А вас в законе нет, значит, нельзя». В новой редакции закреплены расширенные возможности, которыми сегодня располагает система ТПП РФ. Теперь предстоит принять новый устав Палаты, он будет соответствовать обновленному закону. Соответственно, грядет новое построение органов управления Палатой. И я надеюсь, что на съезде мы примем новую нормативную базу для нашей системы.

Конкурентоспособность как условие

В сфере международных экономических отношений сегодня далеко не все однозначно. Мировое хозяйство проходит зону турбулентности. Но одно было и будет неизменно: среди ведущих экономик можно удержаться, обладая высокой производственной и технологической конкурентоспособностью. И никак иначе.

Что у нас?

Понемногу стала наконец меняться структура нашей внешней торговли: снижается доля товаров топливно-энергетического комплекса. В 2014 году их удельный вес составил 75% в нашем внешнеторговом обороте, а в минувшем – уже 68%. Иными словами, мы, кажется, начинаем уходить от топливно-энергетической зависимости, что очень правильно.

Сырьевые товары замещаются другими видами продукции – пока в основном сельского хозяйства, химической промышленности, металлами. К примеру, ряд крупных отраслевых компаний – лидеров в области производства сахара, растительных масел, мясной и молочной продукции, кондитерских изделий – начали наращивать экспорт продукции пищевой промышленности в Китай. Это, правда, обусловлено в том числе и обстановкой на валютном рынке.

Можно ли ускорить процесс ухода от сырьевой зависимости? Можно. Надо создавать механизм перетока средств из топливно-энергетического комплекса в обрабатывающие отрасли. Серьезную роль в ускорении развития реального сектора должна сыграть и стабилизация финансово-экономической ситуации, но не только она. По нашему мнению, пока недостаточно развита кооперация бизнеса с отечественным научно-производственным сектором, а без этого невозможно развить собственные качественные и конкурентоспособные производства. Нам нельзя отставать от других стран в овладении технологиями нового, шестого технологического уклада.

Безусловно, реальному сектору экономики необходимы серьезные инвестиции, причем не стоит рассчитывать только на внешние заимствования; нужны отечественные инвесторы. Будут привлекательные условия и соответствующие инструменты и механизмы – российские средства пойдут в машиностроение, станкостроение, в инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью, в науку.

Главная проблема бизнеса, в первую очередь производственного, в условиях кризиса – это острый дефицит долгосрочного инвестиционного финансирования. От 500 млн до 5 млрд рублей – вот средняя цена реализации инвестпроекта в производственной сфере. В ситуации экономической неопределенности инвесторы не расположены рисковать, а если и соглашаются вложить деньги, то максимум на несколько лет.

Между тем разработка и внедрение новых технологий требуют серьезных инвестиций. Полагаю, что следует присмотреться к практике налогового стимулирования инновационной деятельности в ряде индустриальных стран, которые снизили ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции. Беспрецедентные налоговые льготы инновационным компаниям, в частности, в Ирландии, Индии, Китае, Израиле, вызвали экономический рост и переориентацию экономик на высокотехнологичные отрасли. Есть и такая мера, как снижение на 50% ставки налога на прибыль, полученную от реализации высокотехнологичных товаров и услуг.

Фонд развития

Появление закона «О промышленной политике» – это и наша, системы ТПП, большая заслуга. Много лет мы доказывали: экономика без такого закона, что корабль без руля. Много труда вложили в разработку документа. Теперь он работает. Благодаря ему появился и Фонд развития промышленности (ФРП), занимающийся целевым финансированием реального сектора. По итогам 2015 года Экспертный совет ФРП одобрил к финансированию 74 проекта в 38 регионах России. Общий объем выданных займов – 24,6 млрд рублей (с учётом докапитализации в конце прошлого года). Процентная ставка по всем займам фонда составляет 5% годовых. Но средства фонда надо бы увеличить кратно: заявок поступило почти на 450 млрд рублей.

ФРП сегодня, пожалуй, самый эффективный и востребованный институт развития в стране. Он действительно вносит существенный вклад в развитие нашей экономики. Специалисты фонда поддерживают проекты, ориентированные на импортозамещение, но при этом обязательно учитывают и их экспортный потенциал. Известно: импорт можно заместить разными способами, а вот выйти на мировые рынки – гораздо сложнее.

Импортная независимость

Опросы российских компаний о перспективах импортозамещения показывают: более половины из них не готовы переходить на отечественные машины, оборудование, сырье и материалы. Руководители компаний считают, что при импортозамещении снизится качество, вырастут цены.
Менее 1% российских предприятий (а это ничтожно мало) рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья. Российская промышленность в лучшем случае надеется на сохранение уровня качества при такой вынужденной замене поставщиков. Роста цен на продукцию опасается почти каждый третий, в частности, в пищевой, лесной, легкой промышленности и машиностроении.

Что тут сказать? К чему приводит чрезмерная зависимость от импорта, мы все сегодня видим и все сегодня за это расплачиваемся. Нам надо запускать свои высокотехнологичные производства, производить свое в достаточных, разумных количествах, причем наша продукция должна сталкиваться в конкуренции с импортной – только так и цены, и качество станут приемлемыми. Другого пути обретения импортной независимости нет.

В то же время нелогично рассуждать об импортозамещении всего и вся. В каждой отрасли есть собственные среднемировые «нормы импортозависимости». В частности, доля импорта текстильных товаров, как правило, довольно высока и в развитых странах, в силу того что в мире имеется несколько сильных центров по производству этих товаров с низкими издержками (Китай, Пакистан, Индонезия и др.). Поэтому высокая доля импорта текстильных товаров в России – на самом деле нормальное явление. Иными словами, не следует делать акцент на полное (или почти полное) импортозамещение в текстильной промышленности. То же относится и к ряду других товаров: низкотехнологичных радиоэлектронных компонентов гражданского назначения, офисных принадлежностей и техники и т. д.

Большой и малый – вместе?

Важный вопрос: как обеспечить надежный доступ малым и средним предприятиям к госзаказу? У нас обычно все – от гайки до космического корабля – делают на одном предприятии. Это дорого. Выгодно второстепенное дело поручать малым и средним компаниям. Вокруг Boeing, Airbus работают десятки тысяч малых предприятий, выпускающих комплектующие. Высокая конкуренция снижает цены и повышает качество.

У нас иначе. Многие предприятия не доверяют друг другу и обычно ничего не знают друг о друге (а большие о малых – тем более). Мы проводили в Туле встречу представителей малого и крупного бизнеса. И выяснилось: никто не знает, что делается у соседей. Наша задача – обеспечить контакт малого и среднего бизнеса с госкорпорациями.

Сегодня «малыши» считают, что их товары, работы и услуги не нужны компаниям с государственным участием, которые стараются ориентироваться на собственные дочерние и зависимые общества, «свои» фирмы. «Большие» говорят, что опасаются, как бы незнакомый партнер из малого бизнеса элементарно не подвел.

Результаты нашего опроса показывают: более 40 процентов малых компаний отказываются бороться за госзаказ. Между тем госзаказ – это многомиллиардный ресурс, своего рода государственные инвестиции, просто-таки жизненно важные для малого и среднего бизнеса.
Возьмем хотя бы больную для бизнеса тему доступных «длинных» денег. Ставка ЦБ может еще долго не меняться. Но можно эффективнее использовать средства по линии госзаказов, закупок госкомпаний и компаний с госучастием. Однако эффективных механизмов в сфере доступа малых и средних предприятий к ним так еще, по сути, и нет…

Электронных площадок для закупок развернуто слишком много, у некоторых госкомпаний их несколько. Но на каждой – свои правила игры, «чужие» вообще не имеют шанса пробиться, а расходы на каждую попытку требуются солидные. Это тоже проблема, которую надо решить в оперативном порядке, ведь она имеет отношение также и к муниципальным закупкам…

Бремя налогов наших

Фискальная нагрузка на бизнес больше, чем официально говорится. По данным Минфина РФ, существующий уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 34,4 процента. Но если учесть еще и неналоговое обременение, то получаются совсем другие цифры.

Речь о параллельной системе неналоговых (некодифицированных) платежей, которые вводились отдельными постановлениями, решениями различных министерств и ведомств. Мы провели исследование, о котором докладывали главе государства. На федеральном уровне насчитали 50 платежей, которые носят все признаки налогов: обязательность уплаты, невозвратность, хотя официально к налогам не относятся. Эти же налоги в 2015 году обошлись бизнесу в сумму, равную 0,99% ВВП. В этом году она может превысить и 1% ВВП.

ТПП РФ предлагает принять закон, который бы регулировал такие платежи. Нужен также реестр всех таких неналоговых платежей. Вести его должно Министерство финансов. Надо также установить, кто администрирует эти платежи. Эти меры намного упростили бы жизнь бизнесу и сократили количество чиновников-администраторов, которые этими сборами занимаются.

ТПП РФ также добивается снижения налоговой нагрузки сегодня как минимум для тех, кто занимается инновационной продукцией, создает новые товары и тратится на НИОКР. Есть опыт зарубежных стран, когда из налоговой базы вычитаются средства, потраченные на НИОКР. Да, в стране непростая ситуация, да, такое решение будет нацелено не на решение сиюминутных нужд, а на завтрашний день. Но его надо готовить сегодня!

В деятельности ТПП РФ существуют и другие приоритетные направления. И об этом пойдет разговор на очередном съезде Палаты.

Все материалы >>