Глава "Юничел" рассказал о трудностях и перспективах ведущего отечественного производителя обуви
Кризис открыл возможности для возрождения легкой промышленности, в частности рынка кожи и обуви.
Но есть факты. В прошлом году производство обуви упало на 10%, а производство кожи сократилось на 8%.
О ситуации в отрасли мы говорим с генеральным директором обувной компании «Юничел» Владимиром Денисенко.
— Рост курса доллара и санкционные меры сильно ограничили импорт вообще и ввоз обуви в частности. Утверждается, что для обувщиков — это шанс возродить производство в прежних масштабах. Вы согласны с этим?
— Если бы возможности для развития были столь прекрасны, думаю, у нас была бы совсем другая картина. Импорт действительно сократился, но еще больше сократились доходы населения, что в гораздо большей степени повлияло на наше состояние рынка. Покупательский спрос упал на 30%. Производители не могут увеличить объем производства, потому что точно знают: сбыть товар будет некому.
Есть и другая сторона. В обуви отечественного производства более 50% — это импортные составляющие: кожа, подошва, нитки, клей. Поэтому сокращение импорта сказалось и на российских производителях.
— В течение многих лет на прилавках доминировала иностранная обувь. Не забыли ли потребители за это время о российской обуви?
— Российская обувь есть, и она востребована, но есть проблемы в товаропроводящей сети. Разорились обувные магазины, многие из которых так и не рассчитались с фабриками. А крупные сети, оставшиеся на плаву, не очень-то настроены на работу с отечественным производителем.
Мы имеем свои 500 магазинов и поэтому можем не только выживать, но и наращивать объемы производства. В этом году запустили новый поток по производству обуви методом прямого литья на полиуретане. Это 30 рабочих мест и больше 100 тысяч пар в год. Готовим к запуску новый заготовочный поток в Златоусте. Это еще 50 рабочих мест и 120–150 тысяч пар. Чтобы переварить этот объем, мы откроем за год не менее 30 магазинов.
В апреле в Красноярске открыли наш 500-й по счету магазин. Мы, кстати, в своих магазинах помогаем в реализации другим российским обувным фабрикам. Собственно, последние лет десять прирастаем на 30–40 магазинов ежегодно. В прошлом году зашли на рынок Казахстана и неожиданно обнаружили моду на российское. Достаточно написать «Сделано в России» — и покупатель идет!
— Многие предприниматели жалуются на дефицит заемных средств. А средства нужны не только на развитие, но и для пополнения оборотных средств.
— Кредитование — это непростой момент. Возможности у предприятий легкой промышленности ограничены, многие в силу разных причин просто не могут получить кредит. За примером далеко ходить не надо. У нас в залоговой базе — новый логистический центр, строительство которого обошлось более чем в 200 млн рублей. Сбербанком этот объект оценен в 50 млн.
Есть вопросы и по условиям кредитования. «Россельхозбанк», например, готов работать с нами, мы надежный и порядочный заемщик, но кредитный договор включает неимоверное количество условий и ограничений, в том числе для всех моих родственников до седьмого колена. Я от такого сотрудничества отказался.
— Трудности с получением кредитов, подорожавший импорт… На что могут надеяться те, кто работает в легкой промышленности, в частности в обувной сфере?
— Ободряет то, что к нам начали прислушиваться в правительстве. Новая команда Минпромторга решает многие вопросы, которые облегчают работу легкой промышленности. Нас стали слышать, и это — главное. В частности, действует постановление, по которому у предприятий есть возможность возмещать затраты на уплату процентов по кредитам. Размер субсидий, которые можно получить из бюджета, составляет до 7,7% от суммы кредита. Наше предприятие, к примеру, в 2015 получило из бюджета 56 млн рублей.
Кроме того, введен запрет на закупки импортных изделий и комплектующих в рамках госконтракта, что даст хороший импульс к развитию многим предприятиям. Также наведен порядок с псевдоортопедической обувью. Речь идет о постановлении, которое запрещает маркировать обувь как «ортопедическую» без получения специальной лицензии. Очистил рынок и запрет на импорт товаров из Турции — главного поставщика лже-брендов и псевдоортопедической обуви.
Снижены таможенные пошлины на химические материалы и комплектующие для кожевенно-обувной промышленности. Введены льготы по таможенному оформлению, отменены НДС и пошлины на технологическое оборудование, установлен контроль над ценами по отдельным позициям, в том числе по кожаной обуви и картону.
— Получается, что пришло время строить и производить! Но почему-то особой активности не наблюдается. В чем дело?
— Росту старых и появлению новых производств мешает низкая рентабельность. Мы — одно из лучших предприятий в России; рентабельность у нас многие годы составляет 3%, а текущий уровень инфляции — выше 10%. У нас все резервы задействованы, но мы очень долго не сможем на равных конкурировать с китайской легкой промышленностью, где люди работают по 10–12 часов, а налоги в 3–5 раз меньше.
Выправить это неравенство могут меры таможенного регулирования. На изделия легкой промышленности раньше был тариф 20%. Но сейчас он составляет 5%, через 2 года будет 0, так как по правилам ВТО ежегодно происходит снижение на 2,5%.
Но правила игры на рынке должны быть одинаковыми для всех! В Европе тариф на ввоз обуви достигает 16–19%, в Китае — 25%, а это главный в мире производитель обуви. Мы в России производим 100 млн пар при потреблении 450 млн. Кожаной обуви производится всего 20 млн, это одна пара на 5 человек. Считаю, что необходимо срочно увеличивать производство кожаной обуви не менее чем в 5 раз. А для этого нужна программа, нужно увеличение таможенных пошлин, установление индикативных цен, чтобы препятствовать занижению таможенной стоимости обуви.
Это даст рост таможенных платежей и позволит выравнять условия производства.