05.02.2019

Андрей Разбродин о проблемах и трендах отечественного легпрома

 

 

ЛЕГПРОМ-2019: тренды, проблемы, прогнозы

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности А.В. Разбродин рассказал «ММ» о ключевых тенденциях отрасли в новом году.

 

arazb42

 

К концу текущего года в легкой промышленности России стали проявляться все более сложные тренды, которые могут вовлечь в стагнацию значительную часть подотраслей легпрома.

Эти вопросы были подробно обозначены в ходе правительственного совещания в Иваново 29–30 ноября по проблематике отрасли.

В реестр рекомендаций данного форума вошли практически все предложения и оценки, высказанные Союзлегпромом и другими участниками этого совещания, и можно надеяться, что они будут учтены в рамках государственной промышленной политики в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе.

 

Стоит прежде всего отметить, что уровень господдержки легпрома, и без того невысокий, может в текущем году понизиться или, как минимум, остаться на уровне 2018 года. Главным образом потому, что Правительство впредь намерено оказывать поддержку отраслям и предприятиям, ориентированным на экспорт. Однако речь должна идти, как считают эксперты Союза, о развитии производства и экспорта инновационной и в целом высококонкурентной продукции, а не экспорта вообще. Тем более что зарубежные ниши по продукции легпрома в основном уже заняты странами и компаниями-конкурентами.

 

Отладка такого характера производства и освоение зарубежных рынков – процесс, как показывает мировая практика, длительный и при том требующий нарастающей господдержки – прямой и косвенной. Этот процесс занял, например, в легпроме КНР и Турции свыше 10 лет (70–90-е гг.); в странах Юго-Восточной и Южной Азии – не меньше 10 лет. Да и сегодня в этих странах не останавливаются на достижениях как в производстве конкурентоспособной продукции легпрома, так и в обновлении мер господдержки данной отрасли.

 

В России ключевой мерой поддержки стало субсидирование ставок по кредитам на пополнение оборотных средств и на финансирование производственной деятельности. В 2017–2018 гг. на эти цели было выделено из Резервного фонда Правительства по 1 млрд рублей. Впрочем, многие эксперты и представители бизнеса считают, что такой объем едва покрывает треть отраслевых потребностей по упомянутым направлениям.

 

В то же время все более актуальной проблемой для отрасли стало резкое сокращение банковского кредитования оборотных средств предприятий. Причем эта тенденция «стартовала» еще в 2014-м. В Союзлегпроме считают, что, наряду с означенным трендом, возможный отказ от госсубсидирования затрат, направленных на финансирование производственной деятельности, поставит отечественных производителей в заведомо невыгодное положение в сравнении с зарубежными конкурентами. Что, конечно, скажется на темпах и объемах импортозамещения в легпроме. В ходе совещания представители отрасли предложили включить в госбюджет на 2020–2021 гг. субсидии на пополнение оборотных средств и поддержку лизинга оборудования в объемах не ниже уровня 2017 года.

 

Вместе с тем стоит отметить приоритетность продукции российского легпрома в госзаказе. Бизнес отмечает последовательность работы в этом направлении со стороны Правительства и Минпромторога РФ. Скажем, в закупках госкомпаний (и компаний с госучастием) за 2015–2018 гг. доля российских тканей выросла почти вдвое. В том числе в гособоронзаказе – с 30 до 80%. В связи с чем отраслевое сообщество предлагает сохранить действие соответствующих Постановлений Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 и от 14 января 2017 г. N 9.

 

В сырьевом сегменте отрасли прежде всего выделяются вопросы по химволокнам, химнитям и шерсти. В настоящее время российский легпром – и уже которое десятилетие – импортирует более 50% объема потребляемых химических волокон и нитей. В условиях постоянно растущих мировых цен на эти продукты, мы считаем особо важным ускорение реализации проектов по выпуску полиэфирных волокон и нитей, а также исходного сырья (ПЭТФ) для их производства. Целесообразно разработать программу возрождения производства в России вискозных волокон, все более востребованных на внутреннем рынке. В РСФСР этот сектор был среди основных промышленных отраслей уже в 70-х. Но во второй половине 80-х и здесь сделали «ставку» на импорт (тогда – из соцстран Восточной Европы).

 

Что же касается шерстяного сегмента, потенциальные объемы этого ресурса в стране вполне достаточные. Но качественного сырьевого продукта и его полуфабриката эта подотрасль производит пока слишком мало. Тем более что действующий порядок субсидирования отечественных производителей шерсти не привязан к конечному результату, т.е. по объему качественной продукции. Острым остается дефицит качественного шерстяного волокна. Причем в России поныне нет лаборатории, имеющей международный статус и позволяющей сертифицировать шерсть и продукты ее переработки по международным стандартам. В результате доминирует импорт такого сырья и волокна из более чем 20 стран.

 

Противодействие незаконному ввозу и производству товаров легпрома – не менее актуально. Несмотря на принимаемые меры, доля такой продукции на рынке сегодня не ниже трети. А соответствующие меры пока сводятся к электронной маркировке (чипированию) изделий, хотя эта мера не самодостаточная, а лишь одна из составляющих в комплексных мерах по решению проблемы. Многие изделия отрасли реализуются без кассовой техники, что тем более не защищает покупателя от всевозможных подделок.

 

Необходимо доработать реестр предприятий легпрома по всему ЕАЭС, ибо до половины фальсификатов поступает в РФ из других стран Союза или через эти страны. Кроме того, давно востребована система стандартизации и сертификации отраслевой продукции. Союзлегпром это предлагает на протяжении уже порядка 20 лет, но «фальсификаторам», а их число просто зашкаливает, такая система по очевидным причинам невыгодна.

 

Конечно, вопрос особой важности – кадровый. Дефицит кадров в отрасли превышает все мыслимые планки. Среди мер по преодолению ситуации прежде всего можно выделить создание базовых кафедр на ведущих предприятиях с обновлением учебно-методической базы по текстильным профессиям. Но непременно в сочетании с предоставлением специальных льгот предприятиям, чтобы снизить затраты на содержание таких кафедр.

 

Очень важно для предприятий и работников отрасли стимулирование качественного, высокопроизводительного труда, а также его профессиональное и общественное признание. Именно такое предназначение у Премии «Золотое веретено», учрежденной по инициативе Союзлегпрома и Национальной академии моды еще в 2003 году. Сегодня проводится работа, нацеленная на дальнейшее расширение этой премии с номинациями по всем подотраслям легпрома, а также по рабочим, творческим, научным специальностям отрасли. Предлагается также придать «Золотому веретену» статус Национальной премии. Это предварительно одобрено министром промышленности и торговли РФ Д. Мантуровым.

 

Словом, правительственное совещание в Иваново в очередной раз подтвердило главное: отрасли предстоит решать немалое число проблем, большинство из которых тесно взаимосвязаны. Пути решения таких проблем обозначены экспертным и бизнес-сообществами, и, будем надеяться, власти их услышат.

 

"Модный магазин"

 

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт