22.01.2014

Андрей Слепнев: "Есть эффективные меры защиты рынка"

 

АНДРЕЙ СЛЕПНЕВ, министр по торговле Евразийской экономической комиссии

Я хочу прояснить подходы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в части нашей компетенции. Прежде всего, таможенно-тарифное регулирование.

slepnevКак вы знаете, мы идем сейчас по графику приведения нашего таможенного тарифа в соответствие с обязательствами [принятыми при вступлении в ВТО]. Этот график достаточно длинный. Основная его часть — пятилетняя, но есть и некоторые семилетние обязательства. В прошлом году мы изменили чуть больше 1000 тарифных линий, снизили тарифы. В этом году, в сентябре, был следующий шаг — мы поменяли порядка 5000 тарифов.

С точки зрения цифр первый этап снижения нам стоил примерно одного процентного пункта (с 8,75 до 7,85). В этом году мы опустились до уровня 7% агрегированного тарифа, но нам еще предстоят определенные движения. Напомню, что в 2010 г. это было где-то 9,5%. То есть с точки зрения динамики наблюдается достаточно ощутимое движение, хотя всегда следует обращать внимание на то, что изменение тарифа по процентным пунктам с лихвой перекрывается колебанием валютного курса.

Что касается наших подходов к регулированию, здесь мы все активнее отрабатываем идею увеличения тарифа и стремимся к максимизации добавленной стоимости продукции, произведенной на территории Таможенного союза, и в частности в Российской Федерации. Речь идет и о снижении пошлин на комплектующие, и о расчете добавленной стоимости.

И второй важный момент, по которому, я считаю, у нас крайне мало сделано и есть огромный потенциал, — это повышение качества таможенного администрирования. Мы сейчас начали определенные вычисления по эффективной таможенной пошлине. Если мы говорим о товарах народного потребления, то понятно, что при нынешнем уровне таможенного контроля и администрирования ставка выше 10% — практически неработающая. То есть бизнес ее не платит, и она начинает замещаться различными схемами, о которых большинство в этом зале наверняка знает. Необходимо предпринимать определенные шаги (и такие предложения готовятся) — с тем чтобы те меры, которые мы устанавливаем, те ставки, которые устанавливаем, реально работали. Если взять те группы, где есть определенный рост (в частности, товары легкой промышленности), то бизнес достаточно откровенно говорит, что значительная, если не подавляющая, часть товаров так или иначе обходит меры тарифной защиты. Сейчас мы разрабатываем концепцию таможенно-тарифного регулирования, есть конкретные предложения по отраслям. Я надеюсь, что они дадут эффект, чтобы нам не допустить дыр на границе и отрицательного влияния на производство на территории Таможенного союза.

Второй важный вопрос — то, что мы делаем и где есть положительные эффекты: санитарные и фитосанитарные меры, меры технического регулирования. За год мы практически поменяли весь набор санитарных и фитосанитарных требований, приведя его в соответствие с международными стандартами. Сейчас мы дочищаем свои последние обязательства, в том числе по переработанным молочным продуктам и по двусторонним сертификатам.

Новая тема, которая стояла и стоит и перед регулирующими органами, и перед бизнесом, — умение пользоваться мерами защиты рынка. Сегодня мы уже не можем так свободно оперировать таможенным тарифом, как раньше. Но мы можем (и достаточно эффективно, как практика показывает) защитить отрасли, которые реально в этом нуждаются.

В рамках работы комиссии мы уже реализовали целый ряд подобных мер. Сегодня у нас применяется 15 защитных мер — шесть спецзащитных и девять антидемпинговых. Они касаются, например, трубной промышленности, зерноуборочных комбайнов, кондитерской промышленности, легких коммерческих грузовиков. То есть требующие защиты рынки и отрасли могут быть действительно защищены и ЕЭК располагает необходимым для этого инструментарием. Мы планируем ввести новые меры — в частности, тарифную квоту как инструмент защиты от демпинга.
Последний и самый главный вопрос. Вступив в ВТО, мы рассчитываем, что получили конкурентоспособный режим для работы в глобальной торговой системе. Но сама торговая система не стоит на месте. Набирают обороты двусторонние, многосторонние — различные — форматы взаимодействия. Наиболее яркие инициативы — по Транстихоокеанскому партнерству, по Трансатлантической зоне между ЕС и США, ЕС и Японией. Через 3-5 лет мы можем получить ситуацию, что от 60 до 80% мирового торгового оборота будет происходить в рамках свободной торговли. А сегодня это 20%. Это означает, что ВТО из общей рамки, которая сегодня действительно обеспечивает конкурентоспособные условия, превратится в некую базовую структуру. И это ставит перед нами очень сложные вопросы.

В том числе относительно того, как мы будем торговать с нашим ключевым партнером — ЕС, который сейчас станет развивать партнерство с США, а с нами [у ЕС] есть определенная стагнация торгового режима. И относительно того, как мы будем взаимодействовать с учетом китайского фактора. И относительно того, как будет продолжаться наша торговля на пространстве СНГ. Мы уже зафиксировали определенный отток торговли в СНГ на Таможенный союз. То есть создание Таможенного союза совершенно четко повлекло переключение интересов предпринимателей в России, Белоруссии, Казахстане друг на друга и определенным образом подавило торговлю с Украиной. Мы видим, что определенная коррозия в торговом пространстве СНГ происходит, и это является тревожащим фактором, требующим конкретных решений.

"Ведомости"

 

 

 

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт