24.01.2014

Денис МАНТУРОВ: «Задача Минпромторга – использовать инструменты господдержки для модернизации предприятий»



manturov22 января с.г. в Государственной думе в рамках «Правительственного часа» с докладом выступил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

В своем выступлении министр рассказал об основных задачах и результатах, достигнутых ведомством в минувшем году. По его словам, промышленное производство в России в 2013 г. осталось на уровне показателя в 2012 г.

Однако, позитивная динамика была зафиксирована в текстильном и швейном сегменте легкой промышленности, в химическом комплексе, в гражданском судостроении и нефтегазовом машиностроении.

Текстильная и швейная промышленность, согласно анализу министерства, продемонстрировала в минувшем году рост – на 4,5%. По словам экспертом, такой рост отмечается на фоне притока инвестиций и роста потребительского спроса.

В выступлении министр Мантуров уделил внимание мерам поддержки нашей отрасли. По его мнению, одной из таких действенных мер может стать финансирование мероприятий по продвижению отечественных товаров легкой промышленности.

По словам министра, в целях повышения доверия потребителей к продукции российского происхождения совместно с Росстандартом Минпромторг реализует сегодня проект «Знак качества». В рамках него будет сформирован перечень повышенных требований к каждому виду продукции, для последующей маркировки соответствующим знаком.

После завершения выступления в рамках правительственного часа в Государственной Думе Денис Мантуров ответил на вопросы депутатов.

Стенограмма ответов на вопросы:

Василий Тарасюк (ЛДПР): Уважаемый Денис Валентинович, спасибо за содержательный доклад и выставку, которую вы организовали. Мы все знаем, что Минпромторг обладает широким кругом полномочий в сфере промышленного, оборонного комплекса, а также торговли. Тем не менее, СМИ пестрят информацией о закупке иностранной техники и оборудования. Скажите, с чем связан этот факт: с качеством, ценой, другими важными аспектами? Вы также ничего не сказали о производственном потенциале регионов. Будьте добры, скажите пару слов.

Денис Мантуров: Потенциал регионов очень неоднородный: в каких-то регионах потенциал, особенно обрабатывающих секторов – выше, в каких-то - ниже.
Что касается мероприятий, связанных с обеспечений преференций при госзакупках, такой механизм создан по ряду отраслей промышленности. Я в своем выступлении упомянул легкую промышленность, когда есть постановление правительства, где зафиксирован запрет на использование импортных материалов, тканей, кожи при закупке военными ведомствами, силовыми структурами, госструктурами. То же самое существует по технологическому оборудованию.

В старой редакции - это 56 постановление правительства, сейчас это 1224, где описывается механизм, ограничивающий ввоз и закупку основных фондов предприятиями, которые осуществляют проекты модернизации за счет федерального бюджета. Если есть российский аналог, закупать запрещено. Все проекты, которые сегодня осуществляются предприятиями, проходят детальную экспертизу Минпромторга, и мы выдаем соответствующее заключение. То же самое готовится сейчас по целому ряду образцов промышленной продукции в части автотранспорта, например, по запрету на закупку иностранной продукции, если есть аналоги российского производства. Мы эту практику будем и дальше широко использовать, она не запрещена в рамках ВТО. Все, что касается государственного сектора, – она очень действенная и стимулирует производство наших предприятий.

Андрей Красов (Единая Россия): В конце прошлого года правительство закончило публичное обсуждение проекта постановления, вводящего полный запрет на использование иностранных комплектующих при производстве одежды, обуви для силовых структур. Но в нем совершенно отсутствует механизм контроля за исполнением этого постановления, которое должно реализовать одно из положений майских указов Президента РФ – их мониторинг сейчас осуществляет Общероссийский народный фронт. Мы предложили возложить контроль за использованием постановления либо на Минпромторг, либо прописать обязательное взаимодействие с контрольным органом Рособоронзаказа. Хотелось бы услышать ваше мнение, кто и как будет отвечать за исполнение этого постановления, хотя в нем нет ни одного слова. И насколько готовы наши производители к его исполнению? Что нужно сделать, чтобы они реализовали его в полной мере самостоятельно?

Денис Мантуров: Я сейчас комментировал относительно тех мер стимулирующего характера, которые у нас есть сегодня и которые приняты на правительственном уровне – это только одна из составляющих в части закупки вещевого характера. Но что касается контроля за исполнением постановления или вообще любых нормативных актов, после меня выступал Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты, в том числе должен контролировать – у нас прописано в законе о гособоронзаказе - существует отдельная служба, которая контролирует исполнение закупок силовыми ведомствами, не только вещевого довольствия. То же самое касается ФАС и других контролирующих служб и федеральных органов исполнительной власти. Что касается Минпромторга – это не свойственная задача. Я считаю, что нам в первую очередь нужно следить за тем, чтобы предприятия в состоянии были исполнить свои обязательства по подписанным контрактам, договорам на поставки. Для того, чтобы они были своевременно модернизированы –есть отдельные инструменты господдержки, своевременно создана помощь по проектированию и созданию новых образцов за счет финансирования НИОКР и в том числе другие меры поддержки.

Виктор Шудегов (Справедливая Россия): Наше государство тратит значительные финансовые средства на научные исследования и разработки – денежные средства идут и по линии Академии наук, через государственные научные фонды, и Сколково и нанотехнологии и вузовская наука. Однако преобладающее число научных разработок не внедряется в производство и не доводится до конкретных изделий. А это фактически интеллектуальное сырье, которое потом бесплатно уходит на Запад. Даже в отличие от природных ресурсов, которые без переработки направляются на Запад. Какие меры предлагает министерство для повышения уровня коммерциализации наших научных разработок?

Денис Мантуров: Это очень важный и принципиальный момент, которым мы активно занимаемся, поскольку в общей сложности за последние 7 лет только Минпромторгом наработано около 9 тыс. результатов интеллектуальной деятельности. Вы абсолютно правы в том, что большинство из этих НИОКРов, которые финансировались за счет федерального бюджета, к сожалению, не доходят до финального производства. Поэтому за последние 1,5 года мы провели работу по инвентаризации всех накопленных результатов интеллектуальной деятельности, которые должны быть поставлены на баланс и сняты с полок и доведены до исполнителей, но только за тем исключением, когда вопросы касаются национальной безопасности, где государство должно обладать исключительным правом на эти работы. Что касается других секторов промышленности, большинство из них гражданских, – мы будем передавать на руку промышленности эти результаты бесплатно. Что касается новых НИОКРов и новых контрактов, которые подписывает сейчас Министерство, мы прописали обязательное условие, которого раньше не было, – это обязательство исполнителя внедрить это в производство. В случае, если это не будет внедряться, деньги будут возвращаться обратно в бюджет. Это первая ласточка, которую мы отрабатываем на подпрограмме по композитам и дальше будем внедрять по всем отраслям промышленности. Я думаю, это принесет соответствующий результат, потому что по тем конкурсам, которые мы сейчас проводим, приходит гораздо меньше желающих в них поучаствовать, поскольку чувствуют за собой обязательства.

Сергей Катасонов (ЛДПР): Денис Валентинович, два момента, на которые я обратил внимание: первое – это меры Правительства РФ, которые направлены на поддержку легкой промышленности. И второе – это создание робототехнических систем, на базе которых Вы планируете повысить производительность труда.
Как вы планируете использовать высокотехнологический сегмент в легкой промышленности? На сегодняшний день отсталость производства и высокая трудоемкость – это те основные проблемы, которые сдерживают развитие нашего отечественного промышленного потенциала. В каких еще отраслях вы планируете использовать высокотехнологический сегмент?

Денис Мантуров: Высокотехнологический сегмент мы будем использовать по всем отраслям. Этот принцип является одним из основных, который заложен во все наши пять государственных программ, которые сегодня реализуются. Что касается новых направлений, в этом году в планах стоит утверждение подпрограммы по биотехнологиям – она наиболее подготовлена. Это направление, как отрасль, востребовано во всех сегментах промышленности, и не только в обрабатывающем, химическом. Но это касается всех других отраслевых ведомств – это и сельское хозяйство, фармацевтика, медицина – то есть это межотраслевая дисциплина. То же самое мы в этом году должны сделать и с инжинирингом в части утверждения подпрограммы в этом направлении. Поскольку для создания новых производств, которые отвечают современным требованиям, необходимо прохождение соответствующих проектов через специализированные организации.

Как я уже сказал, в прошлом году мы уже начали реализовывать эту программу. В том числе с Минобрнауки мы выделили по 250 млн рублей от каждого ведомства. Миноборнауки провели конкурс на отбор из 96 проектов от вузов. 12 проектов 11-ю вузами выиграно. Будут создаваться инжиниринговые центры на базе технологических вузов нашей страны, где будет обеспечена поддержка по созданию технологической базы, модернизация научно-технической, и в том числе, утверждение профессиональных стандартов, которые крайне необходимы для того, чтобы готовить специалистов в этой области по строительству, проектированию новых, высокотехнологичных производств. Мы на этом не останавливаемся и будем активно развивать это направление по другим секторам, в частности, «фотоника».

Аркадий Пономарев (Единая Россия): Политика торговых сетей по отношению к поставщикам продукции АПК на настоящее время остается дискриминационной. На сегодняшний день бонусные выплаты у них доходят до 20%, чем фактически разрушают отрасль и создают ей невозможность существования. Та самая хартия добросовестных производителей и покупателей продукции, которая существует, может быть, решает второстепенные вопросы, но не решает главного.

Не пора ли законодательным образом ограничить эту бонусную вакханалию сетей и сохранить перерабатывающую промышленность? В противном случае ситуация, которая там сегодня развивается весьма плачевная.

Денис Мантуров: Мы действительно видим озабоченность общества, озабоченность депутатского корпуса в части функционирования закона «О торговле». Поэтому мы поддерживаем инициативу депутатов по многим направлениям. В частности, то, что сейчас прорабатывается вопрос о снижении процента возврата сетями непроданного товара, мы поддерживаем в части хлеба, как социально-значимого продукта. Что касается дальнейшего совершенствования закона «О торговле», мы готовы к диалогу. Давайте находить правильные решения для того, чтобы совершенствовать эту систему. Но мне кажется, что нужно максимально использовать инструменты саморегулирования. Кодекс добросовестных практик, о котором я упомянул в своем выступлении, к которому присоединились практически все производители и продавцы торговой сети.
Что касается снижения штрафов, сейчас принято решения о снижении до 15%. Что касается самих ретро-бонусов, здесь мы готовы находить дальнейшие компромиссы, где-то по отмене сейчас к нам обратился Союз производителей мяса. Я надеюсь, что комиссия, которая создана по работе в рамках Кодекса добросовестных практик, должна найти компромиссное решение, которое будет прецедентом для других социальных товаров.

Анатолий Аксаков: Нашим промышленникам, в том числе машиностроительным предприятиям, трудно конкурировать со своими зарубежными коллегами, не имея длинных и дешевых кредитных ресурсов. Что делает Минпромторг, чтобы создать такое финансовое плечо, чтобы наши компании могли конкурировать на этом рынке? Те, кто провел модернизацию и производит современную технику испытывают жесткую конкуренцию с бывшей в употреблении продукцией, которая идет из-за рубежа, и наша страна превращается в свалку такой техники, которую с Запада и из Китая?

Денис Мантуров: Я не буду кивать в сторону своих коллег из финансового блока, поскольку я считаю, что правительство единое целое, и я, как член правительства, также в ответе за принимаемые решения.
Минпромторг сегодня обеспечивает поддержку нашего реального сектора экономики, наших промышленных предприятий через широчайшую палитру субсидий, процентных ставок по кредитам. И в своем выступлении я постарался коротко, но тезисно показать по каким направлениям у нас в первую очередь ставятся акценты в этой части.

Конечно же, мы на 100% согласны с вами, что процентные ставки по кредитам, которые сегодня предоставляются кредитными учреждениями нашим предприятиям, они непосильны. Поэтому мы должны активно продолжать использовать инструменты поддержки через субсидии, компенсации процентных ставок. И мы в рамках закона «О промышленной политике», в том числе, выходим с инициативой о создании фонда поддержки промышленности. Если получит одобрение, то это предполагает внесение в уставной капитал этого фонда достаточного объема средств, как минимум, 30- 50 млрд рублей, для того, чтобы модернизировать, обновлять технологические фонды предприятий для того, чтобы соответствовали и обеспечивали конкурентоспособность по сравнению с зарубежными коллегами.
Что касается хлама, к нам не так много его ввозится. Мы стараемся обеспечивать механизмы отсечения этого хлама, в том числе, принят закон об утилизационном сборе на импортную технику. Это говорит о том, что машины, которые отслужат свой срок, будут утилизированы, а не будут находиться на улицах городов. Поэтому активно будем развивать эти институты.

 

Все материалы >>