В начале этого года документ был вынесен на рассмотрение экспертного сообщества, по итогам которого был доработан. В частности, концепция дополнена предложениями по стимулированию спроса на инновационную продукцию, мерами по поддержке исследований и разработок, а также по реализации инновационных проектов, в том числе налоговыми мерами и мерами со стороны институтов развития.
Сейчас проект концепции для получения оценки представлен деловому сообществу.
«Использование новых технологий направлено как на повышение эффективности существующих процессов и бизнес-моделей, так и на создание новых рынков и моделей деятельности компаний на них. Именно поэтому технологии стали ключевым фактором привлечения инвестиций и рыночной капитализации компаний. В свою очередь центральным средством для обеспечения роста капитализации бизнеса является создание и оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере новых технологий. Так, акцент на инновационной активности компаний является основополагающим вектором, поскольку именно она определяет их устойчивую конкурентоспособность на рынке», – отметил Андрей Белоусов.
«Важно, что в условиях высокой неопределённости формируются стратегические документы в сфере высокотеха. Концепция технологического развития – это тот маяк, который позволяет бизнесу, решая текущие задачи, ориентироваться на технологическое развитие. Для делового сообщества принципиально, что мы разрабатываем инструменты и механизмы, параметры функционирования технологической системы и встраивание её в повседневную деятельность бизнеса и ключевых компаний», – прокомментировал президент РСПП Александр Шохин.
В свою очередь президент ТПП Сергей Катырин отметил, что принятие Концепции технологического развития сегодня важно для координации и концентрации ресурсов общества для обеспечения опережающего экономического роста. «В концепции обозначены основные направления такой работы. Сегодня был высказан ряд пожеланий по совершенствованию документа, который будет уже руководством к действию и для отраслевых направлений, и для регионального развития. Среди них – поддержка инновационных предприятий, разработчиков новых технологий и развитие конкуренции на рынке для повышения востребованности этих технологий», – сообщил он.
Концепция включает три основных раздела – обеспечение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту и технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
«Для превращения технологий в фактор экономического роста в концепции предлагается набор инструментов по расширению рынка отечественной инновационной продукции и развитию технологических компаний, а также по устранению регуляторных барьеров, прежде всего в части оборота результатов интеллектуальной деятельности. Разрабатываемый портфельный подход, применимый к оценке эффективности инвестиций, позволит оценить результат по всей совокупности реализуемых проектов. В то же время эффективность использования результатов интеллектуальной деятельности позволит замотивировать компании увеличить свои инвестиции в исследования и разработки», – прокомментировал заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Организациям, которые разрабатывают и внедряют сквозные технологии и продукты (услуги) на их основе, институтами инновационного развития оказываются меры поддержки, в том числе гранты, субсидии на возмещение затрат, льготные кредиты, прямые и венчурные инвестиции в капитал.
В обсуждении концепции приняли участие исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова, президент Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности Андрей Разбродин, председатель комиссии РСПП по радиоэлектронной и электротехнической промышленности, президент ООО «МСК “БЛ Групп”» Георгий Боос, вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин, председатель комиссии по развитию региональных инвестиций и финансовых институтов Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Андрей Толстиков, председатель комитета ТПП по развитию агропромышленного комплекса Пётр Чекмарев, представители бизнес-сообщества, научно-образовательных кругов и органов власти.