В «Экспоцентре» открылась неделя легкой промышленности
Специальный репортаж. "Золотое руно"
СЕРГЕЙ КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ
Прошел год с момента вступления России в ВТО.
Считается, что это достаточный повод для подведения некоторых итогов. Но членство в ВТО — не тот случай.
Говорить о его результатах можно будет только лет через пять.
Альтернативы вступлению в ВТО у нас не было. Россия уже стала интегральной частью мировой экономики. Попытаться сегодня вернуться к изоляционизму — значит согласиться на упадок нашего хозяйства. На страны — члены ВТО приходится около 95% мировой торговли, ВТО определяет правила поведения на рынках.
Игнорировать ВТО себе дороже.
Другое дело, что надо научиться передвигаться по новой территории. Спустя год после вступления в ВТО нампо-прежнему не хватает специалистов, способных грамотно отстаивать в этой организации интересы отечественного бизнеса. А ведь в отношении нашей страны уже проводилось несколько антидемпинговых расследований. Правила организации дают широкие возможности для борьбы с демпингом и нам, но этот инструмент эффективен, если уметь им пользоваться.
По оценкам экспертов, больше половины отечественных компаний вообще не заметили каких-то перемен, особых изменений нет и в экспорте-импорте. И это настораживает: наш бизнес как бы успокоился, мол, переживем как-нибудь ВТО — еще и не то переживали! Но на этот раз «как-нибудь» не получится. Иностранные компании все активнее будут входить на наш рынок, и у них есть хорошие козыри. Поэтому нам надо максимально активно использовать текущий пяти-семилетний переходный период. Есть меры поддержки национального производителя, которые не противоречат правилам ВТО, и их надо активно задействовать.
Это не только и не столько госсубсидии.
Нельзя уповать на них как на панацею. Немало случаев, когда госдотации достаются упадочным производствам, идут на покрытие убытков, вызванных неэффективной организацией производства. Что будет с такими компаниями в режиме полноценной конкуренции?
Вопрос риторический.
У производственников хорошим тоном считается критиковать снижение пошлин: дескать, собственными руками впускаем конкурентов на рынок. А если посмотреть под другим углом? Сегодня это резерв для сокращения расходов по многим направлениям: за меньшие деньги можно модернизировать производство, закупить импортные машины и оборудование, повысить производительность труда. Вот это и есть основа не только для полноценной конкуренции, но и для развития инженерной, конструкторской мысли. На этой базе можно двигаться вперед.
К тому же ставки таможенного тарифа не единственный инструмент защиты внутреннего рынка. Так, рынок ЕС (а у него средняя ставка по группе промтоваров равняется 3,7%) достаточно надежно защищается от конкурентов нетарифными барьерами, включая стандарты и систему сертификации.
Правильным было бы ввести и налоговые льготы для отечественного бизнеса; например, предоставлять налоговые каникулы предприятиям, ведущим дорогие инновационные проекты, предлагать специальные программы кредитования. Кстати, считается, что присоединение к ВТО ведет к снижению стоимости капиталов, выходу на рынок новых финансовых игроков, а это значительно расширяет финансовый инструментарий.
У нас этот эффект пока не замечен. Деньги в России по-прежнему дороги, а с длинными деньгами для серьезных проектов вообще проблема. В некотором роде это оборотная сторона того, что мы стали единственной страной, добившейся при вступлении в ВТО установления ограничений на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. От нас, напомню, требовали, как и ото всех вступающих в ВТО, полного открытия этого сектора рынка. Мы настояли на своем, потому что российская банковская система еще не в силах на равных конкурировать с западной, распоряжающейся огромными капиталами; по сравнению с западными наши банки еще, образно говоря, подростки. Оборотная сторона этой в целом правильной политики — дорогие деньги.
ТПП рассчитывает на то, что серьезной подпиткой для малого и среднего бизнеса на переходном этапе станет госзаказ. Государственный (с учетом госкорпораций) и муниципальный заказы — это больше 13 трлн руб. в год. Россия не присоединилась к соглашению ВТО о госзакупках, поэтому может размещать заказы, создавая определенные преференции для российских товаропроизводителей. Причем, подчеркну, именно для тех, кто производит товар, а не для тех, кто просто отверткой скручивает в целое привезенные с Запада узлы. Все эти шаги могут серьезно поддержать предпринимательство в переходный период, дать ему возможность собраться с силами и адаптироваться к ВТО.
Часто говорят, что сельское хозяйство членства в ВТО точно не переживет. Но согласованный с партнерами по ВТО допустимый уровень господдержки сектора у нас не снизился — он увеличился почти в два раза, с 5 млрд до 9 млрд долл. ежегодно. И так будет до 2014 года, а потом мы вернемся к прежнему показателю. Сохраняются квоты на ввоз в Россию чувствительных товаров — свинины, говядины, мяса птицы. Есть время подготовиться.
Кстати, в рамках правительственных мер идут, например, модернизация и строительство предприятий по производству свинины как наиболее чувствительного товара. И это вполне допустимая форма поддержки села в рамках ВТО. Ее правила разрешают направлять бюджетные ресурсы на улучшение состояния сельской инфраструктуры (а это дороги, энерговооруженность, газификация), на проведение селекционной работы, в социальную сферу. Иными словами, были бы только свободные деньги, а куда их в селе направить, найти несложно, и ВТО тут не помеха.
28 марта 2024
28 марта 2024
27 марта 2024
26 марта 2024
25 марта 2024
20 марта 2024
19 марта 2024
15 марта 2024
13 марта 2024
13 марта 2024
13 марта 2024
12 марта 2024
12 марта 2024
11 марта 2024
11 марта 2024
07 марта 2024