Текстильная и легкая промышленность России

Мнение замминистра А.Клепача

С вступлением в ВТО вопрос о мерах государственной поддержки с повестки дня не снимается. Меняются ее формы. Правительство впервые в этом году приняло масштабную государственную программу поддержки развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Понятно, что многие инструменты этой программы использовались и раньше. У нас, например, были субсидии легкой промышленности на закупку сырья, определенные проекты по линии развития национальной технологической базы, станкостроения. Но на самом деле объединить уже существующие и новые инструменты поддержки в единую государственную программу удалось фактически только в этом году.

Сейчас идет ее непростое втискивание в прокрустово ложе нашего бюджета. Остается надеяться, что программа в основных своих параметрах сохранится.

Но если говорить о цифрах, то на ближайшие годы с учетом помощи автопрому, механизм которой до конца неясен, на эти цели предполагается затратить свыше 150 млрд рублей. Правда, нужно учитывать, что в данном случае речь идет только о базовых отраслях промышленности. Если добавить поддержку высокотехнологичных отраслей – авиации, судостроения, электроники, фармацевтики и т. п., – то общая сумма превысит 500 млрд рублей в год.

Это означает, что на поддержку нашей промышленности выделяется 0,6-0,7% ВВП. Хоть сейчас никто не удовлетворен теми объемами, которые выделяются на поддержку базовых отраслей, то, в общем, сумма получается немаленькая. Однако важнее то, что в работу включаются некие новые механизмы. В частности, на несколько лет вперед устанавливаются правила поддержки субсидирования. Они включают в себя ряд новых качественных элементов, связанных с технологическим развитием.

Но надо понимать, что программа еще до конца не готова. Она принята, но ее элементы и механизмы нужно доработать. Здесь очень важен технологический качественный блок, хотя его недостатком является то, что значимых средств на подготовку кадров – а это один из ключевых барьеров для многих отраслей промышленности – не заложено. Правда, для оборонки будет принята небольшая опция внутри программы по образованию. Ее цена – примерно 3 млрд рублей на 3 года.

Это нужно для того, чтобы сделать предусмотренные меры действительно работающими. Они должны не только давать бюджетный эффект, но и оказывать бизнесу реальную поддержку, обеспечивать защиту проектов в промышленности. Поэтому настройка этих механизмов – совместная задача и бизнеса, и Минпрома, и Минэкономразвития, и Минфина.

В то же время горизонт этой программы ограничен. На 2017 год там стоит сокращение финансирования в 5 с лишним раз. Это происходит не потому, что государство хочет включить режим жесткой экономии. Просто пока ни бизнес, ни государство не знают в полной мере, что делать дальше, за пределами 2016 года. Поэтому сейчас, в переходный период, нужно заставить работать механизмы поддержки, и тогда, с учетом полученного опыта, скорректировать подходы к решению проблем.

А их, к сожалению, немало. Например, уже набивший оскомину вопрос о низкой доступности кредита и отсутствии рычагов долгосрочного финансирования проектов. Сейчас из всех денег, которые выделяются на государственную программу развития промышленности, наверное, почти треть, если не больше, – это субсидирование процентных ставок. В сельском хозяйстве на это уйдет свыше 40% всей госпрограммы. Понятно, что без этого жить нельзя, но одновременно это означает, что мы субсидируем не столько промышленность, сколько банковский сектор. В этом смысле повышение доступности кредита – ключевая задача, которую надо решать в ближайшие годы.

Это касается не только выработки новой формы и новых планок по процентным ставкам, что, кстати, просто так, декретом, предписать банкам нельзя. Мы, например, практически не используем механизм госгарантий. Каждый год в российском бюджете по 100 с лишним миллиардов выделяется под госгарантии на инвестиционные проекты. Но эти деньги не используются. Обращений нет. Поэтому, к сожалению, мы не используем даже те механизмы, которые у нас существуют.

Если говорить о новациях, то у нас сейчас заявлены инвестиционные проекты, которые будут развиваться за счет средств Фонда национального благосостояния. Но здесь нужна линейка не только информационных проектов, но и высоко- и среднетехнологичных промышленных проектов. Возвратность средств из тех предложений, которые уже есть или еще прорабатываются, составляет от 7-8 до 10-12 лет. Можно заметить, что эти сроки на порядок меньше, чем по реализуемым сейчас проектам развития транспортной инфраструктуры.

Наконец, следует внимательнее присматриваться к зарубежному опыту. Например, французы в диалоге государства и бизнеса идут на достаточно радикальные меры. У нас, с одной стороны, есть очень много форм такого диалога. Есть Торгово-промышленная палата, РСПП, «Деловая Россия». Но нам все-таки не хватает площадки для системного разговора именно о развитии промышленности. В качестве примера могу сослаться на то, что у французов есть национальный пакт развития конкурентоспособности и, по сути дела, программа оживления французской промышленности. Там выделено свыше тридцати технологий, которые они собираются поддерживать. Более того, у них есть неплохие рабочие инструменты. Создана Промышленная конференция при правительстве, задача которой – обсуждать не только все ключевые законопроекты и решения, но и ключевые проблемы промышленности в целом, включая ее инновационный характер, вопросы торговой марки Франции.

Кстати, для нас вопрос торговой марки российского предприятия тоже крайне актуален. Но для этого пока нет ни законодательной базы, ни, так сказать, экономических стимулов, хотя это один из рычагов, которые нам надо использовать.

Это одновременно обсуждение проблем ключевых отраслей, потому что они создали там стратегический комитет и пытаются выстраивать долгосрочную политику. Возможно, Торгово-промышленной палате стоит продумать похожую конструкцию нового диалога власти и бизнеса. И именно здесь обсуждать вопросы конкурентоспособности, развития технологий и промышленной политики в целом.

ТПП-Информ

Новости:

Все новости

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт