ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕВГЕНИЯ ТОМАКА НА "ЛЕГПРОМФОРУМЕ-2014" (22 апреля 2014г.)

Я возглавляю Комитет по шерстоперерабатывающей промышленности СОЮЗЛЕГПРОМа, и относительно уверенно я могу говорить о ситуации в шерстопереработке и сотрудничающих с нами швейных предприятиях.

В 2011 - 2012 годах Правительством Российской Федерации и Минпромторгом России были предприняты наиболее эффективные меры поддержки нашей и иных отраслей легпрома за весь период с 1991 года. Инициаторами этой поддержки в то время являлись Дмитрий Рогозин, Денис Мантуров, Андрей Клепач, Георгий Полтавченко и Екатерина Лахова.

В марте 2012 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 269, в соответствие с которым до 2014 года форма военных и сотрудников федеральных органов исполнительной власти должна прошиваться из отечественных тканей. И если бы не это постановление, то мы бы уже не работали, т.к. мы в большей степени сегодня зависим от Госзаказа.

Любые текстильные предприятия это сложные производства они не могут работать от аукциона до аукциона, имея горизонт планирования полгода. При такой работе нет возможности прогнозировать модернизацию производства, нанимать работников, обучать и строить жилье для людей в расчете на долгосрочную перспективу. Последней плохой новостью для нас явилось решение Минобороны России об изменении сроков носки формы и об изменении состава тканей для нее. По камвольным тканям потери составили 1,0 млн.погонных метров в год. При этом ООО «Брянский камвольный комбинат» за прошлый год изготовил 2,8 млн.метров камвольных тканей.

В России осталось только 3 камвольных предприятия и 3 суконных предприятия полного цикла, импортозависимость превысила 90%. И сегодня нельзя уже измерять все балансовыми показателями. Важно сохранить существующие коллективы и мощности как базу для будущего развития. У нас накоплен ценный интеллектуальный и технологический капитал, наши люди – последние в России носители ценнейших знаний по технологии текстильного камвольного производства. Современное камвольное производство это - 75 профессий только в основном производстве, около 60 видов сложного оборудования, 11 профессий технологов. И, возможно, уже государству необходимо финансировать такие предприятия, только за то, что они еще существуют.

Принятие решения Минпромторгом России о проведении ВИПа в 2011-2013 гг. способствовало выживаемости наших комбинатов и обеспечило разработку тканей качества SUPER 100 и для школьной формы.

Хотелось бы отметить позицию Минпромторга России, который стал более глубоко вникать в нужды нашей промышленности. Хотелось бы поблагодарить В.Евтухова, Д.Пака, которые разобрались с проблемами введения школьной формы в стране и начали действовать решительно и ответственно в этом направлении, не опасаясь испортить отношения с коллегами других ФОИВ.

Ситуацию в трудовых коллективах шерстоперерабатывающих текстильных предприятиях (камвольных, суконных, прядильных), а также на соответствующих им швейных фабриках, в моральном смысле, можно охарактеризовать как депрессивную.

Как изменить данную ситуацию, многолетние сложившиеся тенденции?

В 2013 году консалтинговая компания SBS провела исследования рынков и деятельности шерстоперерабатывющих предприятий в России и за рубежом. С основными их выводами мы согласны: для сохранения шерстоперерабатывающей отрасли необходимы сильнодействующие меры. Они, кстати, будут полезны и для других отраслей легпрома.

Правительству России необходимо принять меры по созданию условий и обеспечению 5-7-летними контрактами по 5-10 предприятий - лидеров подотраслей Легпрома, которые в этом нуждаются, в первую очередь, текстильных.

Должны появиться новые каналы сбыта товаров российских производителей.

1. Когда речь идет о формировании портфеля заказов предприятий-производителей, то потенциальных заказчиков можно разделить на две категории: крупные (средних) и малые предприятия.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели (а это тысячи, десятки тысяч небольших магазинов и торговых павильонов по всей стране) не могут напрямую и заблаговременно (за 3-6 месяцев) размещать заказы на крупных швейных либо текстильных предприятиях, поскольку не имеют достаточных оборотных средств и потребностей в больших объемах продукции. Ввиду этого им приходится регулярно закупать (как правило, за наличный расчет) продукцию на мелкооптовых рынках, где, в основном, представлены либо импортные, либо непонятно из чего и кем изготовленные товары. Именно эти обстоятельства и обусловили в свое время коммерческий успех «Черкизовского рынка».

В перспективе для этой категории заказчиков желательно создать оптовое торговое предприятие (например, ОАО «Росторгодежда») со 100% государственным участием, которое бы работало по аналогии с ОАО «Росагролизинг». «Росторгодежда», согласно своей концепции, размещало бы долгосрочные крупные заказы - 5-7 –летние, с корректировкой в сезон на ведущих промышленных предприятиях (около 100, 200 на страну) и реализовывало бы готовую продукцию с минимальной до 15-20% наценкой индивидуальным предпринимателям и представителям малого бизнеса из постоянного наличия.

Поэтому я предлагаю в резолюцию нашего форума, вписать обращение к генеральному директору ОАО «Росагролизинг» В.Назарову с просьбой проработать вопрос о создании такого подразделения.

2. В свою очередь, для налаживания прямого контакта с «сетями», а также крупными и средними предпринимателями, занимающимися розничной и мелкооптовой торговлей, при наличии государственной поддержки целесообразно создать шоу-рум - постоянно действующую экспозицию продукции ведущих российских предприятий легкой и текстильной промышленности.

По нашему мнению, постояннодействующий шоу-рум предприятий отечественной легкой и текстильной промышленности способен стать главной площадкой для презентаций новой продукции, заключения оптовых сделок по реализации российских товаров Легпрома. Это пространство, где потенциальные заказчики – тысячи предпринимателей, в том числе, основные предприятия розничной торговли - смогут ознакомиться со всеми предложениями лучших отечественных предприятий, представленных в одном месте. При проведении комплексной рекламной кампании важно показать потенциальным покупателям не только, что покупать, но и где покупать.

3. В России наиболее значимые каналы сбыта текстиля, одежды и обуви, представленные в федеральном масштабе – магазины «METRO», «АШАН», «Окей» и монобрендовые магазины известных торговых марок («ZARA», «Motivi», «Adidas», «Reebok», «Mango», «MEXX» и др.), принадлежат, как правило, иностранным владельцам и продвигают, ввиду сложившихся многолетних связей с поставщиками, продукцию зарубежных производителей.

Использовать вышеперечисленные каналы сбыта российским производителям теоретически возможно, практически – нет. Мировая практика розничной торговли показывает, что львиную долю дохода от торговли текстильными товарами забирает владелец торговой недвижимости.

Российских оптово-розничных торговых сетей федерального уровня по продаже промышленных товаров российского легпрома практически не существует.

Создание собственных сетей магазинов фирменной торговли для крупных производителей в 90% случаев является малоэффективным и невозможным ввиду высоких затрат на аренду, покупку помещений и их продвижение в Москве и регионах (за редким исключением – торговые сети «Глория Джинс», «Большевичка», «Васса», «Элен Клосс» и некоторых других). Наиболее крупными каналами доведения товаров до покупателей являются рынки, где, как правило, беспошлинно и без уплаты налогов реализуется основная масса недорогих и, часто, изделий так называемого «серого» импорта.

В связи с вышеизложенным, сформировать долгосрочный и сбалансированный заказ на производство и поставку значительных объемов продукции наиболее крупным и значимым, сохранившимся лучшим текстильным и швейным предприятиям отечественного легпрома просто некому. При этом, российский рынок товаров Легпрома отдан зарубежному производителю практически бесплатно.

Выходом из данной ситуации является:

3.1. Создание Министерством промышленности и торговли РФ при участии Торгово-промышленной палаты РФ реестра реальных российских производителей товаров легкой промышленности с экспертным освидетельствованием наличия интеллектуального, технического и кадрового потенциала, оценкой возможного объема выпуска продукции.

3.2. Обязать законодательно предприятия розничной торговли, торгующих товарами Легпрома, предоставлять под продажу товаров, произведенных на территории Российской Федерации, не менее 30% соответствующих торговых площадей (если в магазине площадью 1000 м2 товары Легпрома размещены на площади 100 м2 ,, то под товары отечественного Легпрома, в том числе, должно быть предоставлено 30 м2).
Для этого внести соответствующие изменения в ФЗ № 381 от 28 декабря 2009 года "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Установить срок действия данной нормы с 1.01.2016. В случае нежелания или невозможности (например, монобрендовый магазин) осуществить данное положение закона законодательно обязать их выплатить в бюджет региона, на территории которого осуществляется торговля, денежных сумм в размере, соответствующем рыночной ставке арендной платы 30% соответствующих торговых площадей. Поступающие средства администрация регионов направляла бы на компенсацию затрат отечественных (местных) производителей одежды и обуви при аренде площадей ими в торговых комплексах и иных арендодателей. Администрировать данные финансовые потоки поручить местным органам по управлению имуществом субъекта Российской Федерации.

3.3. Ввести практику компенсации предприятиям – производителям легкой промышленности, входящим в Реестр, части затрат по арендной плате торговых площадей либо части затрат при выкупе помещений под торговые площади. Источником этой компенсации могут быть средства федерального бюджета, субъекта федерации, либо средства, полученные по пункту 3.2.
Многие из вас понимают о чем идет речь: цена на аренду торговых площадей в Москве от 2000 до 5000 долларов за метр.

100 метров – 16,0-17,0 млн.рублей в год. Это чем должен торговать магазин, чтобы оплатить такую аренду?
Данное предложение частично поддержано Минэкономразвития России (исходящий номер 28775-АК/Д18 от 26.12.2012г.)

Изложенные выше предложения, по нашему мнению, а так же по мнению консалтинговой компании SBS, являются наиболее действенными для создания реальных предпосылок по скорейшему и эффективному развитию отечественного Легпрома и доведению объема розничных продаж наших товаров до 45-50% доли рынка.

В заключение: сохранение и укрепление наших предприятий зависит в первую очередь от каждого директора, члена отраслевого союза.

Бюджет Союзлегпрома просто неприлично называть, он должен быть увеличен в 10 раз. Для подготовки и проработки серьезных решений в ФОИВ, Правительстве, Думе и пр. нужны серьезные эксперты, специалисты. Этих людей необходимо нанимать и содержать, чтобы велась конструктивная и эффективная работа на благо развития отечественной легкой промышленности.

Вернуться в начало раздела

 

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт