17.12.2014

ГОСДУМА приняла ЗАКОН О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

 

Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный вариант законопроекта о промышленной политике в РФ.

Документ определяет ключевые понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, меры ее стимулирования, полномочия правительства, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в этой сфере.

В перечень стимулирующих мер входит финансовая, информационная и консультационная поддержка, а также помощь в области развития кадрового потенциала, внешнеэкономической деятельности.
В качестве форм финансовой поддержки обозначены бюджетные субсидии, которые должны выдаваться субъектам промышленной деятельности на конкурсной основе, также налоговые льготы и преференции. При этом поддерживаемые проекты должны соответствовать целям и задачам госпрограмм.

Предусмотрены и новые меры — субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, специальный контракт с инвестором, заключаемый от имени государства уполномоченным органом на срок до 10 лет.

Суть такого контракта состоит в том, что государство не вкладывает деньги или имущество в конкретный проект, а предоставляет инвестору стимулирующие изъятия, гарантируя стабильность совокупной налоговой нагрузки на весь срок окупаемости проекта.

Законопроект затрагивает и территориальный аспект развития промышленности: регулирует вопросы создания индустриальных парков и промышленных кластеров. Отдельная глава посвящена промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе.

Кроме того, предусмотрено создание государственной информационной системы промышленности, которая должна содержать информацию о состоянии и прогнозе развития промышленности, субъектах деятельности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов продукции с учетом отраслевой детализации, о кадровом потенциале, о достижении показателей эффективности применения мер поддержки. На создание такой системы, по расчетам правительства, потребуется порядка 43 млн руб., а на эксплуатацию — еще 4 млн руб. ежегодно.

Координировать промышленную политику будет Совет при президенте, статус и полномочия которого определены в проекте закона. Думский комитет по энергетике в своем заключении отметил, что закон потребует дополнительных источников финансирования, а налоговые преференции, объем которых в финансово-экономическом обосновании проекта не указан, приведут к недопоступлению средств в доходную часть бюджета.

За существенную доработку концепции закона высказался комитет по собственности. В его заключении указано на декларативность и неопределенность положений законопроекта, отсутствие конкретных правовых механизмов реализации ключевых инструментов и мер стимулирования промышленной деятельности, а также "существенные противоречия" федеральному законодательству. По оценке комитета, из положений проекта не ясно, "какой будет национальная промышленная политика в ближайшей перспективе и в чем конкретно она будет выражаться".

По данным Счетной палаты, из-за налоговых льгот и преференций, устанавливаемых в целях снижения налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков, региональные и местные бюджеты ежегодно теряют порядка 400 млрд. руб. Ведомство также обращает внимание на отсутствие критериев контроля за конечными результатами мер государственного стимулирования промышленной деятельности.

"Росбалт"

 

Все материалы >>