21.07.2016

Участники ОТРАСЛИ обсудили в ТПП РФ необходимость скорейшего введения системы ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ и СЕРТИФИКАЦИИ в легпроме

 

IMG 775419 июля 2016г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, отраслевой комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей с участием представителей Минпромторга РФ, Союзлегпрома, Росстандарта, ЕЭК.

Темой встречи стала «Стандартизация: новое законодательство, правоприменительные практики и отраслевое саморегулирование как инструмент повышения качества и конкурентоспособности товаров текстильной и легкой промышленности российского производства».


Модератором мероприятия выступил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.

IMG 7756Стандартизация - это важнейший стимул повышения конкурентоспособности продукции и услуг, их успешного продвижения на внутреннем и внешнем рынках. Но все ли вопросы, связанные со стандартизацией, решены в современной экономике РФ, в том числе в текстильной и легкой промышленности? Похоже, здесь предстоит немало кропотливой работы...


Президент Союзлегпрома, член Общественной Палаты РФ отметил, что "за несколько последних десятилетий полностью изменился системный подход к стандартизации и сертификации продукции и услуг. Советская система в этой сфере, что называется, приказала долго жить, но что взамен? Прежний, системный подход поменялся в направлении упрощенчества, нестыковки нововведенных норм и правил. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы возродить наилучшие образцы стандартизации и сертификации, и выработать на реальных, дееспособных принципах новые, современные основы стандартизации и сертификации в отрасли".

Модератор обратил внимание присутствующих, что уже год функционирует АНО «Российская система качества» (Роскачество). Она стала еще одним инструментом в построении общероссийской системы стандартизации и сертификации в отрасли. При этом главная задача 

IMG 7769

Роскачества - продвижение высококачественной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

А в июне прошлого года, - напомнил глава Союзлегпрома, - принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Он нацелен на систематизацию, упорядочение нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг , в том числе целей технического регулирования.

Законодательная власть более подробно урегулировала ряд вопросов, затрагивающих, например, полномочия органов государственных структур, участвующих в деятельности по стандартизации товаров и услуг. Но ряд вопросов в этой сфере, в том числе в контексте функционирования ЕАЭС и России в ЕАЭС, пока остаются нерешенными".

Андрей Разбродин подчеркнул также, что "до сих пор нет комплексной, единоплановой системы разработки стандартов в отрасли, поэтому система Роскачества не может нормально функционировать, хотя обладатель знака Роскачества имеет преференции на рынке. В нынешних условиях инициировать формирование дееспособной, целостной системы стандартизации должны сами предприятия, если они хотят не только "вписаться" в рыночные условия, но и быть более конкурентоспособными".

"Стандартизация это, прежде всего, основа для повышения конкурентоспособности товаров отечественной легкой промышленности", - отметила начальник отдела легкой промышленности Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Министерства промышленности и торговли РФ Ирина Иванова. - Тем более что уже введена в действие госпрограмма поддержки отрасли, принятая в начале 2016-го. В ее рамках действует, 

ivanova

например, механизм льготного финансового лизинга для предприятий". Ирина Иванова напомнила, что "в нынешних сложных экономических условиях, правительство РФ 16 июля с.г. утвердило выделение отрасли 500 млн. рублей, которые будут направлены на субсидирование части затрат лизинговых компаний по обеспечению оборудованием предприятий отрасли. Эти деньги пойдут на предоставление оборудования для предприятий легкой промышленности в лизинг на льготных условиях, под 4-5% годовых". Но с немаловажным нюансом: эта мера господддержки начнет работать только "в четвертом квартале текущего года. Пользуясь субсидиями, предприятия смогут закупить оборудование на сумму свыше 1,6 млрд рублей. Эта мера, если будет практически подтверждена ее эффективность, может быть продлена в 2017 году".

Но зададимся вопросом: разве не обесценятся к концу текущего года деньги на эти субсидии, выделяемые в настоящее время, но которые будет "работать" лишь к концу года? Будет ли проведена их индексация в связи с реальной динамикой инфляции? Пояснений по этим аспектам господдержки не было высказано.

Представитель Минпромторга подчеркнула, что предприятия освобождены от уплаты НДС при импорте хлопкосырья и продлен запрет на экспорт отечественного кожсырья. Вдобавок, по словам Ирины Ивановой, в плане стандартизации уже происходит "пересмотр типовых норм для средств индивидуальной защиты, чтобы они отвечали реалиям, а это, в свою очередь, позволит производителям занять надлежащую долю на рынке этой продукции".

Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге РФ Андрей Лоцманов отметил, что, с учетом условий участия РФ в ВТО, "предусматривающим, в частности, существенное понижение таможенных тарифов, стандартизация и сертификация являются едва ли не единственными действенными инструментами защиты российских рынков в условиях работы в ВТО". Означенный Комитет начал работать 12 лет назад, в связи со с вступлением в действие закона о техническом регулировании. Чтобы 

lozmanov

обеспечить участие промышленности, государства и бизнес-сообщества в этом процессе, а также, чтобы объединить позиции экспертного сообщества по вопросам стандартизации.

Как подчеркнул Лоцманов, соглашение о сотрудничестве в ЕАЭС по техническому регулированию подписано в марте 2011 г., к нему присоединились РСПП, Национальная палата Казахстана и БелАПП; после этого, в июне 2012 г. был подписан меморандум о сотрудничестве ЕЭК с Российско-Белорусско - Казахстанским бизнес-диалогом, к которому в 2014-2015 гг. присоединились Армения и Киргизстан. " В России финансирование работ по стандартизации и техрегулированию активизировалось только с 2007-2008 гг., но его уровень существенно отстаёт от развитых стран. Ежегодные расходы, например, Германии по стандартизации составляют 820 млн. евро, в т.ч. ее промышленность ежегодно инвестирует до 700 млн. евро в разработку стандартов. А суммарный экономический эффект от работ по стандартизации в стране достигает 16 млрд. евро в год", - отмечает А.Лоцманов. Впрочем, обнадёживает динамика обновления фонда нацстандартов в РФ: в 1999 г. этот показатель составлял 398, а в 2013 г. - свыше 2300".

Он подчеркнул, что по ФЗ-162 "О стандартизации в РФ" (ст. 26), "применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и/или исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту...". А с 1 июля с.г. применение нацстандартов в сфере госзакупок является обязательным: соответственно, внесены изменения в ФЗ-44 и - 223". Примерами выгод от использования стандартов является увеличение экспорта продукции на 50% Ассоциацией производителей и поставщиков сейфов и других инженерно-технических средств безопасности. Или, скажем, ООО "Энергосервис", выпускающее инновационные виды кабельной продукции, не имеющие зарубежных аналогов. Использование этой продукции позволяет, например, "Россетям", "Норильскому никелю", "Росавтодору" успешно решать задачи по импортозамещению. "Вообще, стандартизация обеспечивает более надежную защиту внутреннего рынка и, параллельно, успешное продвижение продукции/услуг на внутреннем и внешнем рынках" - уверен эксперт.
IMG 7778

А.Лоцманов привел и другие примеры: "Достаточно сказать, в этой связи, что, понимая преимущества стандартизации, к примеру, около 60 предприятий в РФ восстанавливают и реализуют старые тракторы под маркой ЧТЗ. А вот из-за ее отсутствия до 42% объема бензина на внутреннем рынке - это контрафакт: полагаю, что в этой сфере надо внести "ужесточающие" изменения в КоАП. Да и, в целом, нужно резко усилить государственный надздор за рынком всех товаров и услуг".

В своем выступлении председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев остановился на актуальных вопросах техрегулирования в отрасли. В частности, он отметил, что разработано достаточное количество стандартов, но они не работают, так как не включены в перечни. Существуют серьезные проблемы с правоприменительной практикой регламентов, терминами и определениями. По словам Сергея Пугачева «Очень важный момент – оценка производства. В схемах сертификации есть требование «анализ производства», а как его проводить? Нет такого описания». Аналогичные вопросы связаны с системой менеджмента качества. «Чьи сертификаты признавать, и какой орган по сертификации должен выдавать эти сертификаты? Должен ли он имеет аккредитацию Федеральной службы по аккредитации, быть зарегистрированным в каких-либо многочисленных реестрах? Или иметь, в том числе, зарубежный аттестат об аккредитации? На эти вопросы нет четкого ответа», - подчеркнул Сергей Пугачев.

Выходом из ситуации,по его мнению, может стать инициация ЕЭК подготовки новой редакции типовых схем сертификации с учетом озвученных проблем, а также разработка порядков сертификации продукции текстильной и лёгкой промышленности в виде отдельного ГОСТа с включением их в перечень доказательной базы технических регламентов. Как подчеркнул Сергей Пугачев: «Необходимо ускорить внесение в перечень уже разработанных стандартов, 44 для лёгкой промышленности и 31 для одежды детей и подростков. Также нужно разработать механизм придания соответствующего статуса стандартам организаций, содержащим существенное ноу-хау и являющимся инструментом продвижения инновационной продукции».

Виталий Солдатов, ведущий консультант Отдела стандартизации департамента государственной политики в области техрегулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ, отметил, что обязательными требованиями национального законодательства для товаров и услуг являются "национальные техрегламенты (7 ТР РФ) и соответствие Национальному единому перечню продукции (постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982). А в утвержденных перечнях Таможенного союза - ЕАЭС - более 9300 стандартов. И 31 программа разработки межгосударственных стандартов под техрегламенты предусматривает разработку более 1900 стандартов, причем доля РФ в этих разработках - 66%".

Что касается перечня 7-ми утвержденных нацстандартов серии "Роскачество", отмеченного В.Солдатовым, то продукция текстиль- и легпрома в них пока не значится: в этом перечне пока только продукция пищепрома...

Сам "знак качества присуждается товарам, прошедшим добровольную сертификацию в системе "Роскачества". Они должны соответствовать повышенным требованиям по качественным параметрам и требованиям к уровню локализации российского производства". Относительно схемы "Бережливое производство" Минпромторга РФ, она, по словам В.Солдатова, включает такие последовательные этапы: создание нормативной базы работ по сертификации; регистрацию системы добровольной сертификации бережливого производства ("ЛИНСЕРТ"); аккредитацию органов сертификации; проведение работ по сертификации предприятий и, в итоге, - выдачу сертификата.

По данным Виталия Солдатова, в настоящее время имеется 4 основополагающих стандарта по энергоэффективности и 3 - по конкретным видам энергопотребляющего оборудования. В общем-то, немного... Но "программа стандартизации по импортозамещению, согласно Плану содействия импортозамещению в промышленности (2014 г.), включает 19 отраслей, включая легпром. И, соответственно, разработку для них 520 стандартов".

IMG 7785В своем выступлении заместитель генерального директора по сертификации, стандартизации и испытаниям ОАО «Инновационный центр текстильной и легкой пром-ти» Кирилл Сергеев подчеркнул необходимость создания отраслевого экспертного совета для первичной проработки вопросов отраслевой сертификации и стандартизации и обязательного представления экспертного заключения в Росстандарт для последующей выработки профессиональных отраслевых стандартов. Он обратил внимание собравшихся на исключительную важность для отрасли системы добровольной сертификации. «Качество изделия определяется добровольной сертификацией. При этом добровольная сертификация как бы есть, но она не признана официальными органами, не признана Госаккредитацией. Необходимо создать орган добровольной сертификации», - отметил Кирилл Сергеев. И такую функцию по праву может взять на себя Инновационный центр текстильной и легкой промышленности.

По словам его руководителя Андрея Бетина, вопросы, связанные с добровольной стандартизацией и сертификацией продукции отрасли целесообразно решать с непосредственным участием Центра, причем в тесном взаимодействии с отраслевым сообществом в лице Союзлегпрома и других отраслевых ассоциаций и ведущих предприятий отрасли, экспертов.

«Главные участники отрасли - это потребители и бизнес, отраслевое сообщество. Нельзя забывать об этом, тем более в рамках сегодняшнего обсуждения столь важного для отрасли вопроса. А насколько качественно мы сегодня работаем с отраслевыми союзами по предоставлению регламентов и стандартов – работаем некачественно и как следствие, получаем те стандарты, которые уже при внедрении устаревают», - заметил Андрей Бетин. Стандарты исключительно важны для стимулирования экспорта нашей продукции, повышения ее качества. По словам Андрея Бетина: «Экономику можно развить не замещением, а опережением. Необходима интеграция наших стандартов в мировую систему стандартизации и обеспечение метрологии внутри Российской Федерации. Сегодня, к сожалению, мы подходим к внедрению стандартов «методом обложки», а метрологическую составляющую обеспечить не можем. Если с этой точки зрения ставить себе задачи и публично обсуждать необходимое внедрение, то скорость процесса реализации стандартов для развития добропорядочного бизнеса принесет нам большую пользу как на внутреннем, так и на внешнем рынке».

rosstandart"Качество продукции зависит также от качества документов по стандартизации", - считает начальник отдела технического регулирования и стандартизации продукции агропромышленного производства и легкой промышленности Росстандарта Ирина Иванилова. На начало июля "действуют 1143 межгосударственных и 243 национальных стандарта. В среднем за последние 5 лет менялись свыше 70 стандартов на продукцию текстильной и легкой промышленности. При этом фонд межгосударственных стандартов требует дальнейшего пересмотра, но различные сложности с согласованием и уточнением проектов стандартов ограничивают проведение означенной работы.

Вдобавок, средний возраст действующих стандартов - 23 года (ОТУ давно не пересматривались). Основной объем стандартов разрабатывался 30 организациями, из которых; реально в действии 319 ГОСТов, они разрабатывались в основном отраслевыми ведомствами, из которых осталось только 10. Да и то, они ныне находятся в состоянии реорганизации".

Если в 2000 году было 12 технических комитетов (ТК), то к 2016 г. осталось 7: "Шерсть", "Легкая промышленность"; "Обувная, кожевенная и кожгалантерейная продукция"; "Продукция хлопчатобумажной промышленности"; "Лубяные культуры и производимая из них продукция"; "Пушное звероводство".

По словам И.Иваниловой, основные потребности в плане стандартизации в текстиль-/легпроме состоят в восстановлении научно-технической, в т.ч. опытно-испытательной базы, развитии экспериментальных производств; расширении пула возможных разработчиков стандартов. А среди наиболее актуальных задач в этой сфере являются разработка стандартов на новые виды материалов (например, флис, мембранные ткани, композиционные кожи); изменение правил маркировки обуви; разработка стандартов на фурнитуру - они до сих пор вообще отсутствуют...; разработка стандартов на типовые фигуры детей-подростков.

Начальник отдела техрегулирования и аккредитации ЕЭК Василий Бараненко сообщил на форуме, что в "договоре о ЕАЭС имеется 11 документов (в т.ч. 3 Приложения), регламентирующих стандартизацию, впрямую связанных с техрегулированием (ТР) и стандартизацией. Но требуется принять еще 3 соглашения и 8 документов второго уровня: ряд спорных вопросов по этим документам пока имеются с другими странами ЕАЭС. Но в любом случае, в качестве основы для разработки норм ТР применяются соответствующие международные стандарты (правила, директивы и т.п.) профильных международных организаций". При этом перечни стандартов, необходимых для ТР в ЕАЭС, "включают, в целом, свыше 11 тыс. документов".

В качестве примера: разработчиками техрегламентов "О безопасности продукции легкой промышленности" и "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" являются, соответственно, Казахстан и РФ. Так вот: за 20011-2016 гг. "актуализация перечней документов, т.е. стандартов по этим направлениям в Казахстане пока не проводилась, а в России - проводилась дважды. Количество ГОСТов, включаемых в перечень документов (стандартов) в Казахстане нулевое, в РФ - 4". Все эти вопросы, по оценке В.Бараненко и других участников форума, впрямую связаны с развитием конкурентоспособного импортозамещения продукции текстиль-/легпрома, как и с ее успешным продвижением на внутреннем рынке ЕАЭС и на внешнем рынке".

Что касается новой редакции изменения перечней стандартов к ТР в ЕЭС, предусмотрены " следующие последовательные процедуры: рабочая группа рассматривает и дорабатывает предложения; публичное обсуждение (в "комплекте" с проектом ТР ЕАЭМ) в течение двух месяцев; оценка регулирующего воздействия; рассмотрение этих материалов на Консультативном комитете". По мнению Бараненко, настоятельно требуются замена устаревших и неактуальных стандартов, актуализация доказательной базы ТР ЕАЭС "и, конечно, более активное вовлечение бизнес-сообщества в эти процессы".

Немаловажное значение стандартизация имеет и в секторе производства и использования нетканых (геосинтетических) материалов. Габит Мухамеджанов, заведующий лабораторией стандартизации, испытаний и сертификации геосинтетической продукции НИИ нетканых материалов, пояснил, что "срок действующих стандартов в этой отрасли в стране составляет 23 года, в то время как в развитых странах эти стандарты пересматриваются, как минимум, один раз в 5 лет. Чтобы поспевать за быстро меняющейся конъюнктурой рынка данной продукции, эти стандарты в РФ целесообразно чаще пересматривать, по опыту тех же стран. Но при этом "механически" переносить зарубежные стандарты в означенную отрасль нецелесообразно и вряд ли возможно технически. Ввиду различий в технологиях и других факторах производства геосинтетики в РФ и развитых странах". Характерно, как отметил Г.Мухамеджанов, что "Росавтодор" для повышения качества дорожно-строительных и т.п. работ предпочитает обязательную стандартизацию используемой продукции".

Серьезным сдерживающим фактором развития этой отрасли эксперт называет то, что "у нас пока нет отечественного испытательного оборудования, отвечающего современным требованиям". Габит Мухамеджанов и ряд других участников форума отмечали, что предприятия или институты вынуждены сами производить испытательное оборудование, так как оно российскими производителями не поставляется уже не первый год. Но "это нонсенс, какого нет и не может быть в индустриально развитых странах," - заключил Андрей Разбродин.

Словом, все участники заседания согласились с тем, что стандартизация должна способствовать решению проблем отрасли и, в целом, экономики страны, а также должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и при продвижении ее за рубеж.

 

Презентации докладов участников можно посмотреть здесь:

Г.К.Мухамеджанов

В.А.Солдатов

В.И.Бараненко

И.Г.Иванилова

А.Н.Лоцманов

 

Все материалы >>