03.02.2021

Участники ОТРАСЛИ озвучили ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ проблемы ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛЕГПРОМА и предложили ВАРИАНТЫ их РЕШЕНИЯ

 

2 февраля с.г. в Государственной Думе РФ, в режиме видео-конференции, состоялся круглый стол, посвященный вопросам поддержки текстильной и легкой промышленности, сохранения кадрового потенциала и занятости работников.

В работе конференции приняли участие руководители предприятий отрасли, представители федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, СМИ. СОЮЗЛЕГПРОМ на мероприятии представляли президент Андрей РАЗБРОДИН, первый вице-президент Надежда САМОЙЛЕНКО и вице-президент, генеральный директор ООО "ОКРУГ" Дмитрий ТУРКИН.

Совещание проходило под председательством Светланы БЕССАРАБ, депутата Государственной Думы от Краснодарского края, председателя Краснодарского краевого объединения профсоюзов.

Как отметила парламентарий, работа по решению проблем легкой промышленности в сфере законодательной власти проводится уже не первый год. В Госдуме РФ был сформирован пакет предложений с вариантами эффективной господдержки отрасли, однако, в 2020 году ситуация значительно усугубилась ввиду пандемии коронавируса и её последствий для производственного и торгового бизнеса. Что, соответственно, требует корректировки и уточнения мер по поддержке отрасли в среднесрочной перспективе.

Так, к примеру, по словам Светланы БЕССАРАБ, у одной из ведущих компаний легпрома Краснодарского края - ЗАО «Александрия» - объем произведённой продукции за только за 2020-й снизился примерно на четверть, а в сравнении с 2017-2018 годами – на 50%. Данные факторы не позволяют увеличивать заработную плату, и существенно увеличивают количество вынужденных увольнений. Аналогичная или схожая ситуация на многих других предприятиях.

По словам депутата, в рамках господдержки предприятиям отрасли частично компенсируют затраты на погашение процентов по кредитам. Это касается займов, выданных на срок до трёх лет (с 2019 по 2022 год), для пополнения оборотных средств, с возмещением 70% расходов на выплаты по процентам. В 2020 году на эту меру поддержки направлено 1 млрд. рублей.

Однако, по информации представителей и экспертного сообщества, действующих мер поддержки недостаточно в сложившихся условиях.
Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ), во главе с президентом Андреем РАЗБРОДИНЫМ, представил подробные предложения по осуществлению комплексной государственной поддержки отрасли в контексте сложившихся внутри- и внешнеэкономических условий. Среди этих мер (предложений):

 

1. Предусмотреть на федеральном уровне бесплатное обеспечение школьной формой детей из многодетных семей, обучающихся в 1-4 классах государственных образовательных учреждений на период с 1 сентября 2022 года по 1 сентября 2024 года. Причем обязательным условием должно стать производство школьной формы из отечественных тканей и только российскими компаниями. К которым предъявляются определённые требования, в том числе наличие сертификата, подтверждающего качество и безопасность продукции.

2. На 2021 год в федеральном бюджете на субсидирование расходов предприятий, выпускающих ткани для школьной формы, предусмотрено 339 млн. рублей, тогда как в предыдущие годы данная сумма составляла 500 млн. рублей и выбиралась полностью. Необходимо, по мнению Союза, сохранить объемы субсидирования в этом сегменте не менее в 500 млн. рублей на период до 2025 года.

3. Требуется уточнить и кодификацию данной продукции. Точнее, действующие коды ОКПД-2 и ТН ВЭД не выделяют в отдельные позиции одежду для детей. То есть, в рамках одного кода классифицируются предметы одежды для мужчин и мальчиков, а также и для женщин и девочек. Поэтому целесообразно разделить соответствующие коды ОКПД-2 и ТН ВЭД на отдельные субпозиции - для раздельного учета производства и внешнеторговых операций по этому виду продукции.

4. Поскольку пандемия COVID-19 существенно меняет логистику в мировой индустрии моды и в швейной промышленности, на последнем заседании Совета IAF (International Apparel Federation – Международная федерация одежды) главным направлением для высоко- и среднемаржинальных товаров (заказов) признано размещение заказов, географически приближенных к рынку сбыта. Соотвественно, особое значение приобретает сертификация производств на территории России в соответствии с требованиями IAF.

Но, учитывая сложное финансовое положение на предприятиях швейной подотрасли, необходимо, по оценке представителей СОЮЗЛЕГПРОМа, рассмотреть возможность субсидирования до 70-80% затрат предприятий на получение международного сертификата соответствия продукции по системе IAF.

Союзом предлагается также ввести льготную ставку страховых взносов в 15% с суммы выплат, превышающих МРОТ, - для всех предприятий легкой промышленности. Для чего потребуется изменить редакцию (уточнить) подпункт 17 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Позиция СОЮЗЛЕГПРОМа была дополнена в выступлениях других участников совещания. В частности, Светлана БЕЛЯЕВА, президент Российского союза производителей одежды, предложила ввести дополнительные преференции для легкой промышленности. Например, включить швейную (ОКВЭД 2-14) и кожевенно-обувную (ОКВЭД 2-15, 22.19, 22.29) подотрасли в Перечень отраслей российской экономики, наиболее пострадавших вследствие распространения COVID-19.

В связи с чем, предложено освободить от уплаты налогов предприятия по итогам работы за 2020 год, как пострадавших от резкого падения потребительского из-за пандемии. И - предоставить предприятиям легпрома налоговые каникулы, либо разрешить применение в отрасли упрощённой системы налогообложения.

Также в числе мер поддержки союзом швейников предлагается — снижение НДС-ставки на товары швейной промышленности и мораторий на рост тарифов по электроэнергии на срок до трех лет.

Выступившие на круглом столе вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий КУРОЧКИН, заместитель председателя РОСПРОФПРОМа Михаил БАСКОВ, генеральный директор ЗАО «Александрия» Людмила САДОВСКАЯ, генеральный директор ЗАО «Псковская швейная фабрика «Славянка» Елена КОСЕНКОВА, заместитель генерального директора по развитию ООО «Олимп» Ольга АЛЕШИНА, другие представители и эксперты отрасли высказали схожие оценки ситуации на конкретных предприятиях, и мер, наиболее востребованных в рамках комплексной государственной поддержки отрасли в сложившихся условиях.

При этом, в выступлениях участников обращено внимание, в том числе, на падение платежеспособного спроса, без того низкого до пандемии коронавируса, на проблемах оборотных средств предприятий, доступности коммерческого кредитования, кадрового обеспечения, а также — на сохраняющейся высокой зависимости от импорта в различных отраслевых сегментах, пока еще немалой доли нелегального импорта, контрафакта и фальсификатов на внутреннем рынке.

Уделено также внимание вопросам повышения конкурентоспособности отрасли. В частности, Дмитрий КУРОЧКИН проинформировал о созданном при содействии Палаты первом Центре технологического превосходства в России, сориентированным именно на текстильную и лёгкую промышленность. Вице-президент ТПП высказал также предложения по существующей до настоящего времени практике маркировки, отметив негативные последствия широкого, если не повсеместного использования самых дешёвых сканеров. Блок соответствующих предложений по данному и ряду других вопросов подготовлен Палатой для Минпромторга РФ.

Выступление Елены КОСЕНКОВОЙ было посвящено многочисленным симптомам крупномасштабного, по ее мнению, кризиса, характерного практически для всей отрасли в увязке с общим состоянием экономики страны. При этом профильные ведомства, как считает Е.Косенкова, пока не уделяют должного внимания вопросам преодоления означенного кризиса.

В её выступлении предложено также восстановить советскую модель подготовки отраслевых кадров.

Завершая дискуссию, Светлана БЕССАРАБ подчеркнула, что на государственном уровне уже сделан важный шаг по защите отечественного производителя легкой промышленности, направленный на борьбу с контрафактом. Так, С 1 января наступившего года стала обязательной маркировка продукции, и участники рынка теперь обязаны вносить в систему «Честный знак» сведения о товарах и их обороте.
Эта мера, как отметила депутат, поможет вытеснить с прилавков контрабанду и фальсифицированную продукцию. А добросовестные участники рынка, включая потребителей, смогут самостоятельно проверять профессионализм изготовителя и качество изделий.

По словам Светланы БЕССАРАБ, все предложения и рекомендации, прозвучавшие в ходе состоявшегося круглого стола, вскоре будут обобщены и направлены в адрес Правительства РФ. Эксперт подчеркнула, что только комплексный, системный подход поможет отрасли выстоять и развиваться в столь сложных условиях, сохранить в ней занятость, кадровый потенциал.
С этим мнением согласились все участники круглого стола.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗВУЧАВШИЕ ОТ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

«Экономическая ситуация на швейных индустриальных предприятиях, выпускающих продукцию для потребительского рынка, резко обострилась в 2020 году в связи с падением потребительского спроса на одежду, доходов населения, сокращением объемов производства, сохранением давления нелегального импорта, роста налоговой нагрузки, недостатка реальных мер государственной поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции, закрытием границ между странами.

Необходимо принятие оперативных стимулирующих и компенсационных мер поддержки предприятий швейной отрасли и в первую очередь высокотехнологичных индустриальных предприятий.

Высокотехнологичные индустриальные предприятия – это фирмы, имеющие численность 250-1000 человек, укомплектованные самым современным оборудованием (с потенциалом для роста выпуска продукции), занимающиеся подготовкой кадров по рабочим специальностям, производящие значимую долю высококачественной конкурентоспособной продукции в ассортиментной линейке одежды (фактически они являются производственной площадкой для выпуска продукции под своим брендом и у них размещаются заказы от отечественных, зарубежных компаний).

К числу необходимых мер поддержки отрасли можно отнести :
Возможность перехода средних по численности швейных предприятий (250-1000 человек на упрощенную систему налогообложения (УСН), при снятии законодательных ограничений по лимиту дохода и остаточной стоимости основных средств - требуется внесение изменений в Постановление Правительства РФ №1412

Установление ставки налога на добавленную стоимость 10% на товарные группы одежды для населения, аналогично действующему перечню товаров для детей. В условиях падения денежных доходов населения эта мера поддержки потребительского рынка обеспечит поддержку населения (снизит стоимость изделий), стимулирование спроса и укрепление экономики предприятий, сохранение занятости работников.

Возврат действующего до 2006 года порядка администрирования налогов, определение налоговой базы по НДС и налогу на прибыль в момент получения выручки от реализации швейной продукции, а не по отгрузке товаров, что особенно актуально учитывая сезонность в одежде.

Данные меры в последние годы предлагаются руководителями предприятий, Союзами, Ассоциациями, Профсоюзом работников промышленности, но не находят поддержки на уровне Министерств экономического блока. В тоже время Высшая школа экономики в своих исследованиях показывает, что в легкой промышленности, по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности, проблемы в действующем налогообложении стоят очень остро - стоят на первых позициях, как сдерживающие развитие производства (72% руководителей предприятий считают слишком высоким уровень налогообложения) и необходимость их снижения.

Для преодоления кризисной ситуации, вызванной пандемией, и сохранени высококвалифицированных кадров в швейной отрасли предлагается:

Отнесение организаций швейной отрасли легкой промышленности (ОКВЭД 2-14) к числу наиболее пострадавших, в связи с продолжением пандемии, падением спроса и реализации швейной продукции, сокращением объемом производства.

Временное введение налоговых каникул по всем налоговым платежам, начислениям и взносам на период до стабилизации экономической ситуации в стране, но не менее чем на 2,5-3 года (до 1 января 2024 года), с дальнейшей рассрочкой платежей до 2025года. За базовую основу можно взять результаты производственной деятельности за 2020 год и один из следующих показателей:

Разработка механизма регулирования возврата кредита, полученного на заработную плату работников, при снижении численности персонала более, чем на 10% по причине увольнения по собственному желанию работника.

Для корректировки условий участия швейных предприятий в получении государственных заказов предлагается:
Внесение изменений в соответствующие Федеральные законы в части введения запрета на объединение в один лот вещевого имущества (ассортимента изделий), относящегося к различным подотраслям легкой промышленности;

Исключить участие в тендерах предприятий, не зарегистрированных в Государственном реестре производителей продукции, ввести нормы наличия у участников производственных площадей и профессиональных кадров;

В случае контрактного производства или размещения заказа на предприятиях через генерального подрядчика, единственного поставщика использовать применение инструментов оптимизации размера прибыли для каждого участника ,участвующего в выполнении государственного заказа

Для продвижения продукции на российский и зарубежные рынки, поиска новых рынков сбыта, увеличения экспорта продукции предлагается:
Создание торговых сетей с государственным участием, с целью софинансирования затрат, способствованию продвижению российских брендов и товаров.

Предоставить право региональным органам власти установить обязательный % торговых площадей (не менее 30%) для реализации в ТЦ продукции российских товаропроизводителей на льготных условиях или возмещение 30% затрат по арендной плате за счет средств бюджета. (

В целях поддержки российских производителей и повышения конкурентоспособности с зарубежными торговыми сетям на российском потребительском рынке).

Возмещение из средств Федерального бюджета, предусмотренных для поддержки предприятий легкой промышленности, отечественным предприятиям - производителям затрат на проведение рекламных компаний по продвижению товаров легкой промышленности, производимых в России, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. (это имеет место по линии РЭЦ, но уже несколько лет швейные предприятия, выпускающие повседневную одежду не могут воспользоваться данными льготами, так как тематический план выставок, не включены выставки по их ассортиментной линейке ).

Использовать систематическую практику организации коллективных стендов российских производителей на ключевых зарубежных выставках по оптовой продаже одежды.

Решение вопроса о создании в странах Евросоюза оптового склада готовых изделий российских предприятий-производителей для привлечения иностранных оптовых покупателей, задействовав в данной работе торговые представительства России за рубежом.
Проведение рекламных компаний в СМИ и ТВ , разработать программу взаимодействия.
Разработать механизмы субсидирования, льгот, компенсаций по проведению предприятиями рекламных компаний по продвижению товаров.
Создать координационный экспертный совет из представителей торговли и предприятий отрасли.

 

***
После перехода таможенного оформления в октябре 2020года в ЦЭД (Центры электронного декларирования) начались задержки выпуска декларируемых грузов таможенными органами при оформлении процедуры импорта.

Значительно уменьшился выпуск таможенных деклараций при таможенном оформлении в системе ЦЭД в автоматическом режиме, так около 30% поданных деклараций не проходит через автоматическую регистрацию. Таможенные органы дополнительно запрашивают несущественные документы и затягивают процесс оформления. (Необходим четкий регламент перечня запрашиваемых документов!) Следует констатировать, что автоматический выпуск сократился, как при оформлении грузов собственными силами, так и с привлечением организаций-брокеров.

Грузы стали чаще подвергаться процедуре досмотра, что влечет дополнительные расходы денежных средств и значительно увеличивает срок получения сырья для производства. Для ускорения процесса предлагаем таможенным органам сформировать реестр производителей, использующих ткани для производства, решить вопрос по ускорению процесса таможенного оформления.

По импортным тканям и трикотажным полотна, закупаемым по низким ценам, таможенными органами производится значительная корректировка таможенной стоимости (в 2-3 раза выше цены закупки), изменяются таможенные коды. Предлагаем делать этот процесс более прозрачным и экспертно – обоснованным, с установлением индикативных цен.

До пандемии логистика поставки зарубежных тканей занимала значительно меньше времени. Например, ранее китайским производителям с момента готовности к отгрузке сырья требовалось до 10 рабочих дней на размещение букинга и фактической отгрузки товара со склада. На сегодняшний день поставки сырья из Китая могут составлять более 2-х месяцев. Кроме того, существует дефицит свободных контейнеров.
Небобходимо рассмотреть вопрос на уровне компетентных структур о ликвидации дефицита контейнеров.

Высокий уровень ввозных таможенных пошлин на сырье, ткани, материалы, фурнитуру, которые используются швейными предприятиями для производства продукции, предназначенной для потребительского рынка одежды.

Предлагается временно оперативно отменить ввозные таможенные пошлины (до стабилизации ситуации на российском потребительском рынке) на ткани верха, комплектующие, не производимые в России, или производимые в недостаточных объемах.

При невозможно реализации вышеуказанного предложения, как вариант, предлагаем при экспорте швейных изделий предусмотреть 100% возврат стоимости уплаченных таможенных пошлин на сырье и комплектующие, с документальным подтверждением фактически произведенных платежей.

В Евросоюзе существует «заградительная» пошлина в размере 12% на ввозимые из России готовые изделия. В целях увеличения объема экспорта считаем целесообразным разработать механизм компенсации стоимости этой пошлины российскому производителю для повышения конкурентоспособности продукции.

Рассмотреть вопрос по повышению ввозных пошлин на импортную готовую швейную продукцию по аналогии с заградительными пошлинами, действующими в зарубежных странах по отношению к российскому экспорту или ввести лицензирование продукции, поставляемой из-за рубежа (как это сделала Турция).

 

Все материалы >>