31 мая с.г. в Центре стратегических разработок состоялся круглый стол на тему «Борьба с нелегальной продукцией: как нейтрализовать каналы распространения контрафакта».
Модератором мероприятия выступила Ксения Банникова, руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР.
В ходе заседания отмечалось, что низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке способствует сохранению крупных объемов производства и реализации контрафакта и другой сфальсифицированной продукции. В последнее время, по мнению К. Банниковой, проявляется тенденция более активного «подключения» малого и среднего бизнеса к этой сфере. Более того: в интернет-сети всё больше появляется инструкций — как производить или импортировать, и как оптимальнее сбывать такую «продукцию».
Также было отмечено, что, по данным Минпромторга РФ, доля контрафактной продукции в секторе непродовольственных товаров достигает 30%. Общий оборот только по контрафактной продукции оценивается в 5,2 трлн. руб., что сопоставимо с 4,5% ВВП России. Ущерб для благополучия граждан и национальной экономики многоаспектен: это вред здоровью потребителей, недополученные налоги и таможенные сборы, снижение темпов развития местного производства и импортозамещения. НДС, недополученный государством в результате оборота контрафактных непродовольственных товаров, составляет порядка 533 млрд руб. ежегодно. При этом, весьма значительные объемы товаров такого рода — в сегмента продукции легкой промышленности.
В этой связи, возникает вопрос: является ли маркировка продукции единственной достаточной мерой для ограждения рынка и самих потребителей от фальсификатов?
Аркадий Елин, замначальника отдела незаконного оборота Департамента цифровой маркировки минпромторга РФ, упомянул известные решения этого ведомства и правительства РФ по борьбе с различными видами нелегальной продукции. В работе ведомства усиливается акцент на осуществление мониторинга в сфере товаропродвижения и осуществления маркировки продукции.
Министерство, по словам А.Елина, проведет в ближайшее время тщательный мониторинг потерь в каждом секторе отраслевой продукции из-за контрафакта. Создан также, по инициативе министерства, автономный некоммерческий Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту продукции. Эта структура начнет свою работу с середины текущего года.
Кроме того, ведомство разработало и направил в правительство РФ подробную таблицу-матрицу, в которой отражены все составляющие системы мониторинга и выявления контрафакта, межведомственная координация в данной сфере и т.п. звенья. А.Елин коснулся также некоторых других направлений работы ведомства по борьбе с нелегальной продукций, призвав местные власти и бизнес активнее включиться в соответствующую работу.
Ксения Банникова и другие участники форума отметили сохраняющийся высоким объем поступления нелегальной продукции в Россию из других стран ЕАЭС и через эти страны. Фактические объема этого «потока» остаются значительными уже не первый год.
Александр Шихранов, начальник профильного отдела Управления торговых ограничений. валютного и экспортного контроля ФТС РФ, обратил внимание на то, что соответствующий таможенный реестр ежегодно пополняют до 300 субъектов хозяйственной деятельности. Но крайне мало обращений, контактов и регистраций в электронной форуме, что, по мнению А.Шихранова, снижает эффективность мониторинга в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Эксперт напомнил, что перемещение товаров стран ЕАЭС под таможенные процедуры внутри региона Евразийского союза отсутствует, ввиду наличия общего экономического ЕАЭС-пространства. Потому межграничный контроль проводится профильными мобильными группами. При этом, в каждой десятой фуре, следующей в РФ из других стран ЕАЭС, обнаруживается нелегальная продукция. Но правообладатели товарных знаков в странах «вяло» реагируют на уведомления ФТС насчет нарушений их прав.
В 2020-м было выявлено на всех этапах таможенного контроля, как сообщил А.Шихранов, 13,3 млн. ед. контрафактной продукции: сумма предотвращенного ущерба составила 4,7 млрд. руб.
Эксперт сакцентировал также внимание на растущих объемах фальсификатов в почтовых отправлениях и в системе электронной торговли, рассказал о сотрудничестве ФТС с зарубежными таможенными службами в предотвращении и выявлении сфальсифицированных товаров. При этом обращено внимание на сохраняющиеся различия как в таможенных реестрах, так и в правоприменительной практике стран ЕАЭС по противодействию обороту нелегальной продукции.
В ходе дискуссии экспертами отмечалось и то, что сохраняются пробелы и расплывчатые формулировки в нормативно-правовой базе в части «антиконтрафакта». И следует также уточнить сам предмет обсуждения: речь идет об обороте контрафактной продукции или о нелегальном обороте продукции. Согласно высказанным мнениям, чёткости в определении этих категорий пока не наблюдается.
Своё видение вопросов предотвращения и выявления контрафактной и, в целом, сфальсифицированной продукции высказали также директор Ассоциации электронных коммуникаций РАЭК Сергей Полтораненко, руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Шевырев и партнеры» Сергей Шевырев, гендиректор ТИАР-Центра Антон Губницын, глава комитета по легкой промышленности и товарам народного потребления «Деловой России» Андрей Павлов, представители СОЮЗЛЕГПРОМа, другие эксперты.
В частности, А.Павлов так охарактеризовал комплексное содержание контрафакта: контрабанда, недостоверное декларирование, нелегальное/неучтённое производство, недостоверная маркировка или её отсутствие, отсутствие кассовой дисциплины и уход от налогов. По его мнению, возможное включение торговой деятельности для самозанятых тоже приведет к увеличению контрафакта.
Для решения этих и смежных вопросов, по мнению А.Павлова, необходимы: реализация импорта только с НДС; ограничение или, возможно, запрет льготных налоговых режимов для ИП и юрлиц. Но с использованием льготных налоговых режимов для предприятий легпрома и с введением в отрасли социальных отчислений в 7,6%. А стратегический барьер для контрафакта, как подчеркнул эксперт, — это комплексное улучшение работы легальных отечественных товаропроизводителей и собственников брендов.
Уточнённые итоговые рекомендации конференции вскоре будут направлены профильным государственным структурам и бизнес-сообществу.