22.03.2022

В ГОСДУМЕ прошел круглый стол  «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ НА НОВЫЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА»

 

14 марта в Госдуме состоялся круглый стол  «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ НА НОВЫЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА».

 

Участники «круглого стола» (в том числе представители общероссийских деловых объединений, отраслей, в которых внедрена обязательная маркировка товаров, отраслей, в которых в настоящее время проходят эксперименты по введению маркировки товаров, и отраслей, в которых введение маркировки только планируется), обсудив накопленный в Российской Федерации опыт реализации процесса цифровой маркировки товаров, отметили следующее.

 

Обязательная маркировка средствами идентификации отдельных категорий товаров, предусмотренная Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», началась в 2016 году с изделий из натурального меха. В 2018 году было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 792-р, которым был утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – Перечень). Последний раз указанный Перечень корректировался 24 февраля 2022 года, и в настоящий момент он состоит из 21 товарной группы, из которых по 15 товарным группам обязательная маркировка уже внедрена.

 

Основная задача, возлагаемая на данный процесс при его запуске в Российской Федерации, заключалась в создании естественных барьеров для незаконного оборота товаров на рынке. При этом анализ мирового опыта свидетельствует о том, что цель, ради которой осуществляется маркировка товаров, в разных странах формулируется по-разному. К примеру, для стран с более развитой экономикой и высоким платежеспособным спросом населения (Канада, Турция, Китай и др.), маркировка применяется в отношении акцизных товаров (табак, алкоголь) и предметов роскоши, т.е. как препятствие для контрафактных высокорентабельных товаров. При этом для стран с более низким уровнем экономического развития, где присутствует высокий уровень теневого оборота продукции на локальном рынке, маркировка применяется в отношении пищевых продуктов, медикаментов и других групп товаров.

 

Участники «круглого стола» были проинформированы ООО «Оператор – ЦРПТ» – участником Соглашения о государственно-частном партнерстве, обеспечивающим разработку программного обеспечения для маркировки и осуществляющего продвижение системы маркировки товаров в целом, о том, что в настоящее время в процесс вовлечены более 600 тысяч организаций, включая субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля индивидуальных предпринимателей в общем количестве участников маркировки составляет более 50 процентов.
Наибольшую эффективность от применения обязательной маркировки можно было наблюдать в ходе борьбы с пандемией и решения задачи по обеспечению субъектов Российской Федерации вакцинами и медикаментами своевременно и в необходимом объеме. Благодаря маркировке удавалось оперативно ликвидировать возникающий дефицит и направлять необходимые препараты туда, где в них возникала наибольшая потребность. Помимо этого, практика показала, какую роль маркировка может играть не только в борьбе с теневым оборотом товаров (в том числе выявлению случаев нелегальной продажи лекарств, предназначенных для льготного обеспечения граждан), но и в прогнозировании объемов потребления, корректировке процессов снабжения в сфере производства и оборота лекарственных средств.

 

До сведения участников «круглого стола» была доведена и иная информация, свидетельствующая о достижении положительного эффекта в отраслях с введенной маркировкой на товары. В частности, в табачной отрасли, несмотря на то, что ее продукция маркируется акцизными марками, до момента введения маркировки наблюдался ежегодный рост нелегального рынка. По оценкам представителей отрасли, в 2019 году он составлял 15,6%, а уже в первый год введения маркировки доля нелегальной продукции сократилась до 10,2%, и данный показатель продолжает улучшаться. В свою очередь, это способствует увеличению налоговых поступлений от предприятий отрасли – к примеру, в первом полугодии 2021 года они увеличились на 30 млрд. руб.

 

Аналогичный эффект наблюдается и в производстве меховых изделий. В частности, за 5 лет через систему маркировки прошло более 5 млн. шт. изделий. В результате оборот отрасли в первый год увеличился в 10 раз и достиг величины в 70 млрд. руб. Представители мехового сообщества отметили в ходе заседания, что маркировка укрепляет их конкурентные преимущества перед импортом.

 

В ходе обсуждения также была заслушана позиция представителей отраслей, в которых, по их словам, контрафактная продукция отсутствует либо доля ее ничтожна (в том числе производителей рыбной продукции, кормов для домашних животных, за исключением сельскохозяйственных животных, канцтоваров, товаров для творчества). По их мнению, в подобной ситуации введение маркировки не приведет к вытеснению нелегалов, а значит, и не обеспечит роста объемов добросовестных производителей. Напротив, все затраты по внедрению процесса лягут на себестоимость продукции, отразятся на цене, приведут к сокращению объемов продаж и к существенному сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней - вместо их роста.

 

Участники «круглого стола» также обратили внимание на то, что подход к выбору новых отраслей для распространения на них обязательной маркировки не всегда понятен. К примеру, согласно Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 г. № 256-р, к краткосрочным приоритетам относятся в том числе медицинская промышленность, автомобилестроение, авиационная промышленность, производство стройматериалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Вместе с тем, проведение эксперимента и внедрение маркировки в указанных отраслях анонсировано не было. В то же время было предложено провести эксперимент по введению маркировки в отраслях, которые к краткосрочным приоритетам не относятся (в том числе в сфере игрушек, канцтоваров и товаров для творчества и т.д.). В этой связи было высказано мнение о том, что при внесении предложений о распространении обязательной маркировки на новые товарные группы во внимание принимается в первую очередь количество товаров, производимых той или иной отраслью, а не доля контрафакта или контрабанды. С учетом изложенного была отмечена необходимость взвешенного подхода к формированию перечня товаров, подлежащих маркировке и приоритетного включения в такой перечень отраслей с высоким уровнем контрафактной продукции, доказанным независимыми исследованиями. При этом ряд участников «круглого стола» (в том числе представители Минпромторга России, представители Научно-исследовательский Финансовый институт Минфина России, «ОПОРЫ РОССИИ», представители меховой отрасли, индустрии оборудования для автоматизации торговли и ритейла, производители одежды и текстильных товаров, производители спецодежды и спецобуви и т.д.) подчеркнули нецелесообразность отмены обязательной маркировки в тех отраслях, где она уже введена, поскольку предприятия – участники маркировки уже понесли затраты на выполнение соответствующих обязательных требований и произвели дооснащение своих производственных линий оборудованием для нанесения маркировки.

 

Отдельными представителями бизнес-сообщества было отмечено, что сама продукция, подлежащая маркировке, должна иметь стоимость, значительно превышающую стоимость маркировки, в настоящий момент определенную на уровне 50 коп. + НДС. В пользу этого говорят исследования, проведенные институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, согласно которым 51,6% опрошенных после внедрения систем прослеживаемости подняли цены для компенсации понесенных издержек.

 

Участники «круглого стола» также обсудили процесс формирования затрат в связи с введением и применением обязательной маркировки товаров. Отмечено, что использование полностью отечественного программного обеспечения существенно снижает капитальные затраты на внедрение и дает дальнейшую защиту от санкций со стороны третьих стран. Однако само оборудование, комплектующие и расходные материалы зачастую производятся за рубежом. В условиях высокой волатильности курса валют, связанной, в том числе, с внешнеполитическими факторами, а также отказа ряда стран сотрудничать с российскими предприятиями дальнейшая реализация процесса маркировки товаров может быть весьма затруднена по причине либо многократного удорожания, либо фактической недоступности оборудования, что важно учитывать, определяя сроки введения маркировки в тех или иных отраслях. Также, принимая решение о расширении Перечня товаров, подлежащих маркировке, необходимо помнить, что реализация инвестиционных проектов, в том числе изготовление оборудования, могли начаться задолго до объявления о необходимости маркировки товаров. По мнению участников дискуссии, наличие временного лага, в ходе которого применение маркировки является не обязательным, а уведомительным, позволит надлежащим образом донастроить необходимые процессы.

 

Отдельные участники «круглого стола» обратили внимание на возможные риски роста цен на маркированные товары для конечного потребителя, которые могут быть вызваны не только добавлением стоимости марки (50 копеек без НДС) к стоимости товара, но и значительными расходами производителей на закупку, установку и техобслуживание маркировочных линий, а также на наем дополнительных сотрудников, которые будут заниматься исключительно вопросами, связанными с маркировкой. Отраслевые расчеты свидетельствуют о том, что введение обязательной маркировки на товары массового спроса, в особенности на бюджетные товары, особенно сильно ударит прежде всего по самым незащищенным слоям общества, что может привести к росту социальной напряженности.

 

Участники «круглого стола» затронули вопрос о необходимости расширения штата работников и введения в него квалифицированных сотрудников, которые будут обеспечивать все процессы, связанные с обязательной маркировкой. Было отмечено, что наиболее болезненным этот вопрос является для микропредприятий, сотрудники которых, как правило, совмещают несколько функций. Прием на работу отдельного сотрудника, который будет заниматься исключительно маркировкой, может существенно снизить рентабельность таких предприятий, а расширение обязанностей действующего персонала негативным образом отразится на качестве основной работы. Участники мероприятия отметили, что на данный момент разработаны бесплатный электронный документооборот, приложение «Честный знак для бизнеса», которые позволяют не пользоваться персональным компьютером и не покупать дополнительный сканер. Вместе с тем, сканирование любых маркированных товаров, закупаемых, к примеру, для деятельности кафе и ресторанов, невозможно будет в полном объеме реализовать в период сезонного спроса (лето для курортных кафе или новогодние праздники для ресторанов). Это связано с тем, что каждый принятый на кухню кафе или ресторана товар должен пройти сканирование, а затем каждая единица должна быть проведена по электронной накладной. При этом не совпавшую продукцию, а также продукцию с «битой» маркой необходимо будет вернуть поставщику и добиться от него поставки полностью «легальной» продукции. Учитывая, что информация о прохождении стадий движения товара от производителя к конечному потребителю хранится в системе достаточно долго, любая ошибка, допущенная на одной из стадий процесса маркировки, может быть выявлена в ходе проверки даже по истечении нескольких лет. В свою очередь, это повлечет за собой наложение на виновное юридическое лицо штрафа в размере 300 тыс. руб., а в случае, если таким образом была реализована продукция стоимостью более 400 тыс. руб., предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет. В подобных условиях некоторые представители ресторанного бизнеса прогнозируют отток кадров и разрушение отечественной ресторанной индустрии в течение 2 лет.

 

В качестве альтернативного решения было предложено установление дифференцированной ответственности за единичные нарушения и нарушения систематического или умышленного характера.

 

Участники «круглого стола» - отдельные представители отрасли по производству обуви, а также канцелярских товаров и товаров для творчества, обратили внимание на сопутствующие проблемы, которые возникают у производителей в рамках практического применения маркировки. В частности, в обувной отрасли существует проблема «фантомных кодов», которая заключается в том, что на практике коды маркировки может участник оборота, который не является фактическим (подтвержденным) производителем, что ставит под угрозу достижение ключевой цели введения маркировки. А одна из наиболее острых проблем в сфере маркировки канцтоваров и товаров для творчества, которая может поставить под угрозу существование отечественной отрасли, состоит в логистических трудностях, связанных с необходимостью множественной перепаковки и сканирования мелких товарных позиций на всем пути движения товара от производителя до конечного потребителя на кассе.

 

Ряд участников «круглого стола» (представители института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, руководители отраслевых союзов в сфере производства молочной и рыбной продукции, а также кормов для домашних животных, за исключением сельскохозяйственных животных) отметили, что в настоящее время в России одновременно существует ряд систем государственного автоматизированного контроля за оборотом и прослеживаемостью продукции, часть из которых дублирует друг друга и является избыточной. В то же время отдельные участники мероприятия в своих выступлениях обратили внимание на то, что, к примеру, ФГИС «ВетИС», с которой они работают уже не первый год, является для них бесплатной, а главное, постепенно дорабатывается, в том числе благодаря взаимодействию участников рынка с регуляторами.

 

По вопросу возможного дублирования систем, в ходе «круглого стола» было отмечено, что если в отрасли уже введена иная система прослеживаемости, то вопрос ее интеграции с системой маркировки прорабатывается еще на стадии добровольного эксперимента, предваряющего введение обязательной маркировки. Участникам оборота товаров предоставляется возможность взаимодействия с данными информационными системами в режиме «единого окна». Данная работа уже проведена Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России, Россельхознадзором и ООО «Оператор-ЦРПТ» в отношении интеграции системы маркировки с ФГИС «ВетИС» (для молочной продукции) и в настоящее время ведется совместно с Росалкогольрегулированием в части взаимодействия с ЕГАИС (в рамках эксперимента по маркировке пива).

 

В завершение участники заседания обратили внимание на тот факт, что маркировкой никоим образом не охвачены товары, поступающие в Российскую Федерацию в рамках crossboard-торговли. Учитывая, что ее объемы будут только увеличиваться в связи с планируемым строительством на территории Республики Татарстан бондовых складов общей площадью порядка 1 млн. квадратных метров, введение маркировки на товары массового спроса (и особенно на товары бюджетного сегмента) ставит производителей таких товаров в заведомо более невыгодные условия по сравнению с импортными товарами. Представляется, что данный факт также необходимо учитывать при выработке дальнейшей стратегии введения маркировки на территории Российской Федерации.

 

На основании изложенного в целях дальнейшей успешной реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, а также создания прозрачных и предсказуемых условий для развития отечественного производства участники «круглого стола» на тему «Распространение обязательной маркировки на новые отрасли производства» полагают возможным рекомендовать:

 

I. Правительству Российской Федерации:

1. Проанализировать полноту реализации мероприятий в рамках Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в контексте того, что внедрение маркировки товаров является только частью данного процесса, который не может быть эффективным без масштабной работы по иным направлениям реализации указанной Стратегии. Проработать вопрос расширения применения инструментов и возможностей системы маркировки товаров средствами идентификации в деятельности контрольных (надзорных) органов.

2. Ввести мораторий на проекты по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации», и принятию иных нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемый процесс (в отношении новых товарных групп).

При этом:
• процесс внедрения обязательной маркировки на новые товарные позиции временно приостановить;
• по товарам, в отношении которых в настоящее время проводятся добровольные эксперименты по маркировке средствами идентификации, продолжить такие эксперименты, независимо от первоначально намеченного срока их окончания (продлить по возможности);
• по товарам, маркировка которых уже внедрена, продолжить процесс с соблюдением всех необходимых требований, определенных законодательством.

3. Рассмотреть целесообразность смягчения ответственности за нарушения законодательства о маркировке, установив зависимость от количества и системности выявленных нарушений, масштабов предприятия (бизнеса) и средней рентабельности маркируемых товаров.

 

II. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1. Провести анализ влияния маркировки товаров на следующие факторы:
• изменение доли незаконной продукции;
• изменение объемов контрафактной и фальсифицированной продукции;
• полноту соответствия товаров, имеющих маркировку, требованиям, предъявляемым к данным товарам;
• динамику экономических преступлений, в которых фигурируют товары, в отношении которых вступили в силу требования об обязательной маркировке средствами идентификации (совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);
• иные факторы, позволяющие сделать вывод о необходимости (или отсутствия необходимости) распространения маркировки на конкретные группы товаров.

2. Обеспечить обсуждение результатов проведенного анализа с предпринимательским сообществом и представителями отраслевых объединений в целях:
• формирования благоприятного отношения к процессу поэтапного введения маркировки в целом;
• стимулирования населения в большей мере пользоваться информацией о товаре, маркированном средством идентификации, при помощи мобильного приложения «Честный знак», постепенно прививая доверие к таким товарам.

3. Учесть позицию бизнес-сообщества по следующим вопросам:
• Качество является неотъемлемым свойством товара. Потребитель должен платить за само качество, а не за доказательство соответствия качеству.
• Затраты по маркировке должны ложиться на тех участников рынка, от которых маркировка призвана защитить потребителей – на производителей и продавцов незаконной продукции. Предприниматели-участники заседания полагают, что на текущем этапе развития российской системы маркировки товаров уже необходимо формирование специального фонда, пополняемого исключительно за счет поступления штрафов по выявленным нарушениям в сфере обращения фальсифицированной, контрафактной, не маркированной средствами идентификации продукции, и используемого только для компенсации затрат, возникающих у бизнеса в связи с маркировкой товаров. Разработать и предложить возможный механизм введения маркировки товаров за счет нарушителей и оплачиваемых ими штрафов.

4. При разработке предложений по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации», в обязательном порядке учитывать доказанный независимыми исследованиями высокий уровень «теневого» оборота и контрафакта в отрасли, а также предложения добросовестных участников рынка и отраслевого сообщества о целесообразности введения маркировки средствами идентификации в отношении новых товарных групп.

 

III. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

1. Изучить опыт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, использующего ресурсы Фонда развития промышленности для оказания помощи и частичной компенсации затрат в отраслях, в которых вводится обязательная маркировка товаров. Изыскать резервы и расширить уже имеющиеся меры поддержки предприятиям молочной, пивоваренной отраслей и предприятиям по производству упакованной воды, такие, как льготное кредитование, которое предоставляет Фонд развития промышленности и т.д.

 

IV. Участнику государственно-частного партнерства - ООО «Оператор ЦРПТ»

1. Изучить и систематизировать предложения по совершенствованию программного обеспечения процесса маркировки, предусмотрев интеграцию информационной системы маркировки с информационными системами и ресурсами Роспатента, Роснедр и других ведомств.

2. Обеспечить свободный доступ российских производственных предприятий к информации о поставщиках оборудования для маркировки и уровне цен на указанное оборудование в целях исключения риска спекуляций и необоснованного завышения его стоимости.

3. Обеспечить предоставление производителям продукции данных о движении их товаров, а также розничных продажах и потребительских ценах на их продукцию.

 

Все материалы >>