12.09.2014

Россия готовит ответные санкции Евросоюзу

expertНовые ответные санкции России могут коснуться запрета на импорт из стран Евросоюза автомобилей, прежде всего, подержанных, а также продукции легкой промышленности.

Выигрыш нашего автопрома неочевиден, поскольку подавляющее большинство европейский автомобилей уже производится в России. А вот предприятия легкой промышленности от запрета импорта из Европы получат стимулы к расширению производства некоторых видов тканей.

Минэкономразвития России уже составило второй список продукции, импорт которой Россия может запретить в случае введения новых санкций со стороны Европы и США. Об этом заявил помощник президента РФ Андрей Белоусов.

«Но, я надеюсь, что здравый смысл возобладает и мы не будем вынуждены вводить эти ответные меры», — сообщил Андрей Белоусов РИА Новости.

«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды», — сказал Андрей Белоусов.

Совет Евросоюза 8 сентября утвердил пакет новых санкций против РФ. Под новые санкции попадают три крупнейшие государственные нефтяные компании «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», а также несколько холдингов военно-промышленного комплекса. Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк не смогут пользоваться кредитами западных банков. Кроме того, с санкциями могут столкнуться такие предприятия российского ВПК, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», Объединенная авиастроительная корпорация.

Евросоюз также намерен сократить максимальный срок обращения их долговых обязательств, размещенных в 28 странах ЕС, с 90 до 30 дней. Частью санкционного пакета, согласно сообщениям прессы, является и решение дополнительно внести в черный список для России и Украины еще не менее 24 физических лиц. Таким образом, с учетом прежних санкций число их фигурантов составит 119 физических и 23 юридических лиц.

Послы Евросоюза приняли решение о вступлении в силу новых санкций против России с 12 сентября, когда список будет опубликован в Официальном журнале ЕС. Но санкции могут быть пересмотрены или отменены в зависимости от развития ситуации на Украине, то есть от соблюдения режима прекращения огня.
Андрей Белоусов заявил, что ответ РФ на санкции должен быть таким, чтобы не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей.

«Не понимаю, почему хотят запретить ввоз подержанных автомобилей, пояснил Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства "Автостат". – Поскольку еще в 1997 году, когда мы вступили в ВТО1, импорт подержанных автомобилей юридическими лицами был прекращен. Импортных б/у автомобилей продается намного меньше, чем тех старых автомобилей, котороые были собраны в России. Если речь пойдет о подержанных грузовых машинах, то и их импорт последние годы существенно упал, только специфическая техника завозится, которую нечем заменить».

Импорт новых грузовых автомобилей в январе-июне 2014 года сократился на 15,3% до 37,8 тысячи машин общей стоимостью более 1 млрд. 168,2 млн. долларов. Из них 36,5 тысячи грузовиков на 1 млрд. 018,2 млн. долларов были поставлены из стран дальнего зарубежья, оставшиеся порядка 1,3 тысячи машин на 150 млн. долларов – из стран СНГ.

«Те подержаные автомобили, которые еще импортируются в Россию, завозят через Белоруссию, поскольку у них таможенные пошлины намного ниже российских, - говорит Татьяна Радченко, начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ. – Сейчас в Таможенном союзе выравнивают пошлины, но медленно. Так что такой запрет, скорее всего, ударит по белорусской экономике, чем по европейской».

Ранее некоторые чиновники заявляли, что есть предложение ограничить импорт и новых автомобилей.
«Если речь пойдет о новых автомобилях, то пострадает только премиум-сегмент, - пояснил Олег Мосеев, вице-президент Ассоциации российских автомобильных диллеров. - BMW уже всю линейку в России производит, «Мерседес» договаривается об открытии нового производства машин премиум-класса. Автомобили массового сегмента почти все в России производятся. «Пежо» только не у нас производят и «Фольсваген-Гольф»».

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в отчетный период в Россию было ввезено легковых автомобилей на 7 млрд. 233,4 млн. долларов. При этом из стран дальнего зарубежья импортировано 357,6 тысячи машин на 7 млрд. 077,7 млн. долларов, из стран СНГ – 21 тысяча автомобилей на 155,8 млн. долларов. На автомобили из Европы пришлось около 30% от всех завезенных. Включая «АвтоВАЗ» продано было почти полтора млн новых автомобилей, то есть европейские авто занимают только 7-8% рынка.

«Дилеры, продающие эти машин пострадают, но зато выиграют другие игроки, поскольку сейчас предложение превышает спрос, - говорит Олег Мосеев. – Рынок ежемесячно падает на 20-25%. В ситуации рыночной неопределенности люди боятся тратить деньги. Был небольшой всплеск в конце второго – начале третьего квартала, он был связан с девальвацией: машины бросились покупать, опасаясь роста цен на них. Но по году мы увидим снижение продаж на 20% и более».

Ситуация с перспективой ограничения импорта продукции легкой промышленности более понятная: это не столько навредит европейским промышленникам, сколько поможет российским.

«Из Европы и США мы завозим разве что джинсы, а 80% одежды шьют в Турции и Юго-Восточной Азии, - говорит Игорь Ульянов, исполнительный директор Союзлегпрома. – В основном речь пойдет о коллекционной одежде. Все остальное наши предприятия легко смогут производить у себя – это постельное белье, чулочно-носочные изделия. Обувь вообще на 70% делают в России, даже если видите «Карло Пазолини», то эта обувь сшита у нас».

Текстильная и швейная промышленность России насчитывает 653 крупных и средних предприятия и около 4 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. В отрасли занято 326 тыс. человек, объем производимой продукции составляет 176,9 млрд рублей. После кризисного 2009 года ситуация в отрасли стабилизировалась, был обеспечен рост объемов производства по важнейшим видам продукции и показателями, предусмотренными стратегией развития легкой промышленности.

С прошлого года было запрещено шить форму для армии и других силовых структур из зарубежных компонентов, что позитивно отразилось на российских предприятиях. В результате новая форма для полиции и МЧС была пошита российскими предприятиями из отечественных тканей.

«Но на сто процентов наши предприятия не готовы к импортозамещению, - говорит Игорь Ульянов. – В частности будут трудности с мембранными тканями – это ткани, обладающие особыми термическими свойствами, с особым поглощением влаги. Используются они в производстве спортивной одежде и униформы. Но и то, наше БТК-групп уже приступает к производству мембранных тканей. Расширяет производство Брянский камвольный комбинат, «Чайковский текстиль». Так что запрет на ввоз одежды может вполне пойти нам на пользу, даст импульс развитию своих производств».

Существенную долю европейского импорта занимают технические ткани. Но и здесь «БТК групп» планирует наладить их производство.

«Больше половины мирового рынка технического текстиля – это материалы для транспорта, промышленности и спорта, - сообщили в пресс-службе холдинга. - Сегодня у России есть огромный потенциал, чтобы стать лидером в этой сфере. Среди основных предпосылок: доступ к дешевому сырью, рост локального потребления, научные, инженерные и трудовые возможности. Предприятие, которое мы запустим в октябре в Шахтах, будет выпускать в том числе технический текстиль для автопрома. Мощность предприятия составит 12 млн метров ткани в год, тогда как потребность автопрома в техническом текстиле превышает 200 млн метров ткани. Это огромный рынок сбыта», - подчеркнули в холдинге.

По предварительным данным таможенной статистики, импорт товаров из стран дальнего зарубежья составил в январе–июне 2014 года в стоимостном выражении $125588,9 млн. При этом импорт текстильных изделий и обуви увеличился на 35,3% - до $1117,1 млн. Закупки обуви увеличились на 51,6%, одежды - на 51,5%, трикотажной одежды - на 43,1%, химических волокон - на 31,7%, химических нитей - на 21,6%, текстильных материалов - на 8,7%, хлопка - на 3,2%. При этом ввоз трикотажного полотна снизился на 10,7%, готовых текстильных изделий - на 4,6%.

Ранее с предложением ввести запрет на ввоз текстильной продукции из Европы обратился президент Ассоциации текстильщиков России (АТР)Шамхал Ильдаров. По его словам, нецелесообразно покупать готовую текстильную продукцию из стран Евросоюза, поддерживая этим налогооблагаемую базу государств, ведущих враждебную политику по отношению к России. Кроме того, говорится в письме, доля легкой и текстильной промышленности во внутреннем валовом продукте снизилась за последние 14 лет в 30 раз - с 12% до 0,4%.

По словам экспертов, настоящий толчок развитию отрасли способно дать не столько ограничение импорта, сколько целенаправленная системная государственная промышленная политика, направленная на поддержку приоритетных для государства проектов в легпроме, в том числе и инновационных. Позитивный эффект окажет и борьба с контрафактом (доля которого достигает 35% от объема рынка), а также скорейшее технологическое переоснащение предприятий позволят существенно изменить картинку в отрасли в пользу отечественных производителей уже в течение ближайших нескольких лет.

«Мы много чего не производим из той же одежды, особенно дорогой брендированной, - говорит Алексей Портанский, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ. – Вся Госдума в итальянских костюмах ходит. Но дело в другом. Нет такого решения по ответным санкциям, которое больно ударило бы по Европе и не затронуло бы наши интересы. Если бы было, давно бы уже его ввели. Когда запрещали ввоз некоторых продуктов, рассчитывали, что фермеры этих стран взбунтуются и потребуют от своих правительств отменить санкции в отношении России. Но в итоге наш потребитель получил повышение цен, причем никто не бунтует, поскольку у наших порог терпения выше. Что касается оборудования и комплектующих, то и здесь их запрет сокрушит наши предприятия. Нам нечем их заменить, даже в Азии нигде нет таких высокотехнологических станков. Которые наши оборонные предприятия завозят из Европы. Так что от любых санкций пострадаем прежде всего мы сами, что объясняется огромной разницей в развитии экономик. У США и Евросоюза общий вклад в мировой ВВП 40%, у нас всего 3%».

8 сентября российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на принятие новых секторальных санкций против Москвы в правительстве не исключают введения ограничений на пролет самолетов над территорией РФ.

«Если западные перевозчики будут летать вне нашего воздушного пространства, это может привести к банкротству многих авиакомпаний, которые и так балансируют на грани выживания», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

От такой меры стоимость полетов из США и Европы в страны Юго-Восточной Азии может вырасти на 20-30%.
«Но мы при этом потеряем 300 млн долларов в год, которые получает «Аэрофлот» в качестве платы за воздушное пространство, - говорит Алексей Портанский. – А главное. Будет сведена на нет двадцатилетняя работа правительства по заполнению нашего воздушного пространства, которое было закрыто в советские времена. Так что трудно придумать ответ, который не ударил бы по нам самим».

"Эксперт"

 

Все материалы >>