17.04.2013

Детям предложат отечественное

Минпромторг надеется увеличить долю отечественных детских товаров к 2020 г. до 45% с нынешних 22%. Это практически недостижимая цель, утверждают эксперты Министерство промышленности и торговли 10 апреля разослало на согласование в другие министерства проект cтратегии развития индустрии детских товаров до 2020 г., рассказал «Ведомостям» представитель министерства. Документ (его копия есть у «Ведомостей») готовила Ассоциация индустрии детских товаров, выигравшая в феврале конкурс Минпромторга на право разработать стратегию. Объем рынка товаров для детей — одежды, обуви, мебели, игрушек, книжек и т. д. — в 2012 г. составил 655,9 млрд руб. и растет, по данным авторов стратегии, в среднем на 15% в год. В прошлом году доля отечественной продукции составила 22%: самую скромную долю — 9% — занимали отечественные коляски и автокресла, а самую значительную — 39% — книжки, канцтовары, школьные принадлежности (подробнее см. график). Но уже к 2020 г. ситуация должна измениться радикально, считают авторы документа: доля отечественных товаров должна вырасти до 45% в денежном выражении (как она должна измениться в каждой из категорий, в документе не указано). Как именно предполагается добиться такого увеличения, в документе не сказано. Говорится лишь о создании условий для повышения инвестиционного спроса — «за счет модернизации технологической базы и увеличения производственной мощности российских производителей». Детские товары облагаются НДС по льготной ставке — 10% вместо обычных 18%, напоминает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Кроме того, предприятия легкой промышленности, производящие детские товары, могут рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и модернизацию производства предприятий легкой промышленности, продолжает он. Планируются, по его словам, преференции при поставках по госзакупкам отечественных детских товаров: «По нашему мнению, продукция, закупаемая для садиков и школ, должна быть отечественного производства». Самая дорогая категория рынка сейчас — детская одежда: на нее в 2012 г. пришлась треть всех трат на детские товары — 203,7 млрд руб., указано в стратегии, еще 60,9 млрд руб. пришлось на детскую обувь. По подсчетам аналитической Esper Group, продажи детской и подростковой одежды в 2012 г. достигли $11,26 млрд, обуви — $2,74 млрд, говорит владелец компании Виктор Щукин. По его словам, в этом сегменте на отечественных производителей приходится 17,4% по одежде и 19,2% — по обуви (судя по стратегии — 17 и 11% соответственно).

Существенно увеличить долю отечественной детской одежды вряд ли получится: рентабельность в этой категории по-прежнему очень невысока, утверждает Щукин. При затратах на производство, сопоставимых с производством взрослой одежды, возможность обеспечивать более низкие цены на детские товары для российских производителей ограничена, продолжает он. Это амбициозная, но вполне достижимая цель, возражает президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин: уже сейчас предприятия легкой промышленности, производящие детские товары, увеличивают производство на 5-7% ежегодно. Но для создания инновационной детской продукции государство должно помочь предприятиям провести техническое перевооружение, считает он. А вот доля детских игрушек отечественного производства уже растет и, вполне возможно, к 2020 г. увеличится до заявленного уровня, говорит Щукин: импорт игрушек ограничен техническими барьерами и регулируется целым рядом нетарифных мер. Все это ограничивает импорт и ведет к его подорожанию, как следствие — растет доля игрушек российского производства, объясняет он. К тому же производство игрушек рентабельнее производства одежды. Отечественные головоломки и пазлы занимают на рынке устойчивую нишу и даже идут на экспорт, но с качеством других видов игрушек у отечественных производителей есть проблемы, говорит представитель крупного дистрибутора игрушек. К тому же детям интересны лицензионные игрушки, произведенные по мотивам мультфильмов, или брендовые, продолжает он: «Объяснить ребенку, почему стоит играть с российским конструктором, а не с Lego, будет сложно». В магазинах «Детского мира», крупнейшего продавца детских товаров в стране (его доля среди специализированных магазинов — 15%), доля отечественных товаров уже составляет около 20% — во многом за счет товаров под собственной торговой маркой, говорит гендиректор сети Владимир Чирахов. В ближайшие два года компания собирается довести долю отечественных товаров под собственными марками до 35%.

"Ведомости"

Все материалы >>