15.12.2017

Овцы целы

rgНатуральные ткани и материалы все больше уступают место синтетическим. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, последние 5 лет в России потребление натуральных волокон и пряжи в стоимостном выражении растет на 5-6 процентов в год, в то время как рынок синтетических и искусственных волокон движется вверх куда более резвыми темпами - на 11-12 процентов.

Объем рынка синтетических и искусственных волокон в 2016 году превысил 600 тысяч тонн, или 55 миллиардов рублей. Пока основную долю спроса закрывает импортное сырье, в основном от азиатских поставщиков, в первую очередь китайских.

"В странах Восточной Азии давно сделана ставка на производство и экспорт синтетических волокон и нитей: сегодня этот регион обеспечивает около половины общемирового производства, - отмечает президент Союзлегпрома, член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин. - И естественно, что стабильно высокая конкурентоспособность этой подотрасли в Восточной Азии обусловлена в том числе снижением себестоимости всего производственного цикла по такой продукции. Поэтому ее российским продуцентам, на мой взгляд, будет сложно (во всяком случае, в ближайшей перспективе) конкурировать с ценами стран и компаний - поставщиков синтетики и продуктов на ее основе".

Однако отечественные производители постепенно наращивают свое присутствие на рынке. Уже около 35 процентов спроса на синтетические и искусственные волокна и пряжу обеспечивают именно отечественные производители.

Такая тенденция выглядит вполне логичной, если учесть, что ненатуральные волокна обладают лучшими характеристиками и более стабильными ценами. Основными видами материалов являются полиэфирные и вискозные волокна, доля которых уже составляет 85 процентов от мирового потребления синтетических и искусственных волокон.

Спрос на ненатуральные волокна подстегивается развитием инноваций в текстильной промышленности. На первый план выходят материалы с особыми свойствами, используемые для пошива обмундирования военных, спецодежды для работы в экстремальных или опасных условиях, одежды для занятий спортом.

Спрос на ненатуральные волокна подстегивается развитием инноваций в текстильной промышленности
Требования, которые предъявляются к тканям нового поколения, такие: "умная" терморегуляция (греют в холод, охлаждают в жару), влагонепроницаемость снаружи (не дают промокнуть от дождя и снега), паропроницаемость (способны выводить пот на поверхность, оставаясь сухими внутри), устойчивость к высоким температурам, легкость, прочность, способность отталкивать загрязнения.

Среди отечественных производителей есть те, кто идет в ногу с инновациями и выпускает такие современные ткани, которые используются в производстве одежды для экстремальных погодных условий.

Главная особенность такой одежды - особая мембранная технология, которая направлена на выполнение двух задач: препятствовать проникновению влаги внутрь одежды и обеспечивать выход влажного воздуха наружу, а значит, оставаться комфортной при любой погоде.

По сути, мембрана выполняет функции барьера, который пропускает через себя одни вещества и останавливает другие. Впервые применить это свойство мембран в одежде догадались в 1970-х годах. Именно в это время стало технологически возможным создать прочную поровую мембрану на основе полимеров. Радиус пор подбирался так, чтобы они не пропускали капли воды из внешней среды и не создавали препятствия для выхода пара наружу.

Поровая мембрана позволяет избежать застоя паров воды под одеждой. Такая мембрана производится из гидрофобных полимеров, например политетрафторэтилена. Этот материал превосходит по химической стойкости все полимеры: не смачивается водой и не растворяется в обычных растворителях.

Помимо дышащих свойств одежда для экстремальных условий должна согревать в мороз и при этом быть легкой. Обычный пух, к которому мы привыкли, под эти параметры не подходит. Он имеет свойство со временем сбиваться и намокать, а по весу теплая пуховая куртка довольно тяжелая и объемная, сковывает движения.

Поэтому отечественные специалисты разрабатывают утеплители с гидрофобными свойствами из ультратонких волокон, которые используется в качестве наполнителя спальных мешков и одежды для экстремально холодных условий.

Например, компания BASK, широкому потребителю известная, как производитель современной спортивной одежды, использует утеплитель, который производится в России и по характеристикам не только не уступает, но в чем-то и превосходит зарубежные аналоги. Например, имеет гораздо большее количество "изолированных ячеек" с воздухом на единицу объема, что позволяет согревать даже при самых низких температурах. Утеплитель, состоящий из микроволокон, не пропускает и не впитывает воду, он легче и теплее пуха, позволяет одежде дышать даже при интенсивных нагрузках.

"В своем производстве мы используем утеплитель, который имеет отличные характеристики, - рассказывает основатель и генеральный директор компании BASK Владимир Богданов. - Также мы сотрудничаем с отечественными поставщиками тканей. Причем ведем совместную работу по разработке таких тканей, которые удовлетворяли бы самым современным требованиям. Такая работа в конечном итоге благоприятно сказывается не только на развитии нашей компании, но и на рынке в целом. На сегодняшний день уже более 60 процентов наших поставщиков - это российские производители".

"Российская газета"

Все материалы >>