06.02.2020

Школьная форма – обязательный элемент гардероба каждого школьника

 

sfШкольная форма – обязательный элемент гардероба каждого школьника. Ношение формы сглаживает социальное неравенство и воспитывает дисциплину. По крайне мере, таково общепринятое мнение. Однако есть несколько спорных моментов, связанных с повседневной одеждой ученика: каким критериям она должна соответствовать, из каких материалов должна быть сшита и должна ли нравиться детям. Обо всем этом в нашей статье.

 

ФОРМА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Ученик носит форму примерно восемь часов в день: шесть часов в школе и еще пару − после уроков, на занятиях в кружках и студиях. Как правило, из-за плотного расписания у него нет времени зайти домой и сменить одежду. Поэтому важно подобрать для изготовления школьной формы натуральные и дышащие материалы.

По мнению врача, специалиста по общей гигиене Натальи Дюняшевой, одежда школьника должна быть сшита из высококачественных тканей по многим причинам.

Во-первых, дети в школе очень подвижны, поэтому важно, чтобы форма не стесняла движении и была прочной.

Во-вторых, одежда из некачественных материалов нарушает теплообмен. Это вызывает излишнее потоотделение и может привести к сбою работы всего организма. Если ребенку становится жарко, а одежда не дышит, на коже создается благоприятная среда для размножения бактерий. Они, в свою очередь, могут стать причиной возникновения кожных заболеваний.

 

ФОРМА И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Росстандарт в последние годы стал обращать пристальное внимание на качество одежды для школьников. Уже в этом году должен быть утвержден документ, в котором будет установлен национальный стандарт школьной формы по ГОСТу. В Союзлегпроме заявили, что создание абсолютно одинаковой формы для всех учеников России не является целью стандарта. Главное – выстроить систему производства школьной формы из практичных и безопасных материалов, ведь около 80% представленной на рынке школьной формы – это некачественная продукция. В документе, где будут описаны стандарты ГОСТа, четко укажут требования к качеству материалов, а также воздухопроницаемости основной ткани и подкладки.

Не так давно эксперты Роскачества провели исследование на соответствие школьной формы стандартам безопасности и обнаружили ряд нарушений по воздухопроницаемости ткани, гигроскопичности и другим показателям. В ходе проверки выяснилось, что реальный состав одежды торговых марок не соответствует заявленному на этикетках. Производителям пришлось отозвать некачественную партию одежды и поставить новую.

По словам председателя правления Национального союза производителей школьной и форменной одежды Александры Алдушиной, «при переходе на материалы высокого качества школьная форма может подорожать, но в этом случае дети получат правильную с точки зрения гигиены и здоровья одежду». С одной стороны, ее довод убедителен − безопасность и здоровье школьника во время учебного процесса важны. Однако, с другой стороны, многие родители считают, что государство, предлагая нововведения, не должно перекладывать связанные с ними финансовые затраты на плечи граждан.

Если мы можем сэкономить где-то на тканях, через какую-то фирму заказать, которая подешевле сошьет, то государственные ограничения лишают нас права выбора, − говорит мама школьницы из Барнаула. − Конечно, хочется, чтобы дети носили качественную одежду, но не стоит забывать о разном достатке российских семей. Многим приходится экономить.

Пока не совсем понятно, как будет работать документ. Вряд ли будет принят закон, обязующий родителей покупать школьную форму только у определенных производителей. Однако, как уточнили в Минпромторге, только те производители, которые соблюдают все стандарты качества, смогут указывать на этикетках, что форма соответствует ГОСТу. Делается это в первую очередь для потребителей, чтобы они могли отличать безопасную для здоровья одежду для детей от опасной.

 

ФОРМА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Ежедневное ношение одной и той же одежды не приносит ребенку особой радости. Восьмикласснице из Барнаула Ирине Петровой не нравится, что в уставе школы, где она учится, указано, что форма может быть только темных расцветок.

Хочется носить одежду разных цветов с рисунками, яркую обувь, открытые туфли. Но все должно быть строго и сдержанно. Есть красивые кофты, но они колются, и в них неудобно», – поясняет девочка.

Психолог одной из московских школ Анна Соловьева считает, что школьная форма может стать проблемой для ярких индивидуальностей. Детей, которые хотят выделяться, угнетает ношение одинаковой для всех одежды. Это может привести к эмоциональному срыву. Да и единый фасон, например, жилетки – это неправильно. Ведь хорошо сидеть такая жилетка будет не на всех.

Руководство школы должно позволять ученикам проявлять индивидуальность. Лично я знаю пример, когда было разрешено носить разные модели блузок, но белого цвета. А в другой известной мне школе руководство позволило пошив любой формы, но из определенной ткани. Такие послабления всегда вызывают одобрение и у детей, и у родителей», – отметила Анна Соловьева.

 

В ЗАЩИТУ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Отмечу, что в ношении формы есть и немало плюсов, – продолжила психолог . – Форма настраивает детей на определенное поведение. Они понимают, что находятся в школе, где должна поддерживаться дисциплина и есть определенные правила. К тому же ребенок благодаря форме ощущает некую общность с классом и со всей школой, начинает считать себя частью этой общности. Это особенно важно для подростков, которые испытывают трудности в общении.

Не менее важна форма и для первоклашек. Надевая ее, они чувствуют себя школьниками − серьезными и взрослыми.

Ношение школьной формы сглаживает социальное неравенство в детском коллективе, дисциплинирует, объединяет, настраивает на работу. Но форменная одежда должна быть удобной и безопасной, а при разработке ее моделей стоит учитывать и возрастные особенности детей, и их предпочтения в вопросах моды. Более того, к обсуждению, во что должен быть одет ученик, стоило бы привлекать не только администрацию школ, специалистов и родителей, но и тех, кому школьную форму придется носить.

 

Activityedu.ru

 

Все материалы >>