06.04.2020

Компания «Чайковский текстиль» начала выпускать инновационную антибактериальную ткань «Панацея» для нужд здравоохранения


expert«Чайковский текстиль», ведущий производитель тканей специального назначения, запустил производство медицинского антибактериального полотна «Панацея РР 180». Ткань не имеет аналогов в стране. На мировом рынке, как сообщили в компании, если и есть что-то похожее, то в любом случае аналог имеет другую «рецептуру».

Антибактериальные ткани производятся в мире не один десяток лет. Практически ежегодно ученые предлагают те или иные усовершенствования процессов получения антимикробного покрытия, а большинство крупных фирм адаптируют их на основе собственных разработок. Так, на рынке существуют ткани с дезинфицирующими свойствами, полученными за счет применения высококреативных красителей — профинов и флюоресцеинов, наночастиц цинка, ультразвука и ферментов.

Разработка «Панацеи» продолжалась около двух лет в сотрудничестве с Инновационным центром текстильной и легкой промышленности, объем инвестиций в исследования составил порядка 38 млн рублей. Новая ткань на 70% состоит из вискозы, благодаря чему отличается гигроскопичностью и мягкостью, а на 30% — из поликомфа, или волокна полипропилена, которое выпускается под разными торговыми марками и считается лучшим для медицинских товаров, нижнего белья, подгузников для новорожденных. Поликомф отличают сопротивление появлению и росту бактерий, отталкивание загрязнений, абсолютная гипоаллергенность и быстрое высыхание за счет низкой плотности. К соединению волокон вискозы и поликомфа добавлена особая отделка CleanOK — с коллоидным раствором наноразмерных частиц серебра. В итоге «Панацея» обладает уникально широким спектром свойств, что делает ее востребованной, особенно в связи с пандемией коронавируса.

В компании уже ощутили повышенный спрос со стороны швейных производств на «чудо-ткань», которую приобретают для пошива медицинских масок, хотя еще до коронавирусного бума она была рекомендована для изготовления одежды медицинских работников и пациентов медицинских центров, особенно ожоговых и инфекционных отделений. По мнению Никиты Рябинина, главы люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group, в ближайшее время спрос на изделия из антибактериальной ткани увеличится в несколько раз. «У этого рынка многообещающие и долгосрочные перспективы, даже если заболеваемость сейчас везде пойдет на спад, — считает он. — Пандемия показала, что даже развитые страны не готовы к подобным всплескам заболеваемости, поэтому в ближайшие годы будет сделан упор на оснащение больниц, развитие производства медицинского оборудования и различных изделий, в том числе антибактериальных тканей».

С такой оценкой согласен ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. «Стоит ждать устойчивого спроса на изделия индивидуальной защиты с антибактериальными свойствами как со стороны граждан, так и медицинских учреждений и служб экстренного реагирования в РФ и в других странах. Пандемия COVID-19 показала, что к таким событиям стоит готовиться и мир не является абсолютно безопасным местом», — уверен он.

Испытания прошли успешно

Кажется чудесным совпадением то, что именно сейчас получен патент на изобретение «Панацеи РР 180». До этого четыре месяца, с сентября по декабрь 2019-го, продолжались испытания новой ткани в Федеральном научном центре гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Роспотребнадзора: ученые провели 54 серии микробиологических экспериментов, чтобы изучить все аспекты антибактериальной активности ткани, оценить ее характеристики в исходном состоянии, после паровой стерилизации, после пяти и двадцати пяти циклов стирки. Вывод по итогам испытаний таков: «Панацея РР 180» обеспечивает хороший антибактериальный эффект с лицевой и изнаночной стороны до стирки, после стирки и после автоклавирования в отношении грамотрицательных факультативно-анаэробных бактерий вида Escherichia coli и в отношении митоспоровых грибов вида Candida albicans, а в отношении грамположительных кокков Staphylococcus aureus эффект проявляется преимущественно после автоклавирования. Кроме того, была успешно пройдена опытная носка одежды из «Панацеи» в Главном военном клиническом госпитале войск Национальной гвардии РФ и в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского с привлечением экспертов РГУ имени А. Н. Косыгина.

Результаты испытания свидетельствуют, что для больничных учреждений новая ткань решает многие задачи, прежде всего обеспечивает гигиенические требования к медицинскому персоналу и его комфорт в ежедневной работе, предотвращает распространение внутрибольничных инфекций, за счет грязеотталкивающих свойств сохраняет спецодежду в чистоте. Из «Панацеи» также рекомендовано шить одежду для пациентов инфекционных и ожоговых центров, отделений хирургии и для физических лиц, получающих помощь по линии паллиативной медицины, в том числе на дому. Ткань не раздражает кожу, мягко прилегает к телу без прилипания, не давит на травмированные участки и не мешает скорейшему заживлению ран, легко стирается, быстро сохнет и не электризуется. По комфорту одежда из «Панацеи» сравнима с трикотажными изделиями из стопроцентного хлопка: ее воздухопроницаемость составляет более 40 кубических дециметров на квадратный метр в секунду, а гигроскопичность превышает 12%.

Отдельного внимания заслуживает инновационная отделка CleanOk. Входящие в ее состав ионы серебра «воюют» с бактериями по трем направлениям: блокируют кислородопереносящие энзимы, прекращая доступ кислорода к бактериям, блокируют серосодержащие белки и клеточную мембрану бактерии, — за счет этого пресекается образование новых адаптированных бактерий. Кроме того, CleanOk отвечает за отталкивание растворов различных медицинских препаратов на водной и масляной основе, то есть грязи, а также за сохранение защитных свойств ткани после многократных стирок.

Технологический рывок

Создание ткани «Панацея» для нужд медицины стало логичным продолжением курса «Чайковского текстиля» на модернизацию и расширение ассортимента тканей с защитными свойствами. Компания существует 58 лет и занимает 26% рынка спецодежды и униформы военнослужащих, обладает семью патентами на изобретения. Выпускали здесь раньше и антибактериальные ткани. В частности, в 2007 году стартовало производство полотна с отделкой AntiBacterial по технологии Sanitized (Швейцария) — это комбинация различных агентов с высоким бактериостатическим и фунгистатическим действием, что предотвращает развитие бактерий и грибков.

Радикальное обновление «Чайковского текстиля» началось в 2012 году, с тех пор объем инвестиций превысил два миллиарда рублей, обновилось и ткацкое, и красильно-отделочное производство, а общие мощности выросли на 27 млн квадратных метров в год, то есть почти удвоились. В результате, по словам президента ГК «Чайковский текстиль» Евгения Титова, образовался единственный в стране производственный комплекс мощностью 60 млн квадратных метров, позволяющий выпускать современные ткани любых смесовых составов для униформы и спецодежды. В частности, отделочное производство пополнилось семью новыми линиями отделки, каждая из которых на заключительных этапах теперь может придавать ткани специальные свойства защиты и улучшать потребительские параметры.

Завершив НИОКР «Панацеи», компания планировала за пять лет выпустить новой антибактериальной ткани на сумму порядка 400 млн рублей (1,5% выручки). Но уже сейчас понятно, что спрос на «Панацею» может существенно вырасти. Тем более что цена на нее пока весьма демократична — порядка 320–350 рублей за погонный метр при ширине 150 см. Для сравнения: цены на импортные антибактериальные ткани, представленные на рынке, колеблются от 1500 до 4500 рублей за метр.

Выводить на внешние рынки «Панацею» в «Чайковском текстиле» пока не планируют, основная задача производителя — насытить внутренний рынок. В отличие от мировой современной медицины, где антибактериальные ткани уже становятся привычной частью процесса лечения пациентов, широко используются при проведении операций и послеоперационном уходе, в травматологии, в России это еще не стало неотъемлемой частью медицинской практики.

В то же время компания может продвигать новинку на смежные рынки спецодежды. «Антибактериальные ткани уже используются в производстве спортивной одежды, детской, для лиц пожилого возраста, могут быть полезны при создания профессиональной спецодежды для работников коммунальной сферы, химпроизводств», — говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

 

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Холдинг «Чайковский текстиль» основан в 1962 году в г. Чайковский Пермского края. Производит ткани для спецодежды и униформы военнослужащих, школьной формы. Производственные активы: комбинат по производству тканей (выручка 5 млрд рублей), швейное производство, два сервисно-логистических центра.

Крупнейшие клиенты: «Газпром», «ЛУКойл», РЖД, «Роснефть», «Россети», «Ростех», «Транснефть». Ежегодно спецодежду из тканей компании носят более 2,6 млн человек.

Выручка: 11,4 млрд рублей.

Число сотрудников — 1600.

 

"Эксперт"

Все материалы >>