08.10.2020

Где шанс на выживание?



Аналитики отмечают, что поставки одежды из-за границы в прежних объёмах больше не по карману российской экономике.

Экономика вынуждена импортировать меньше и двигаться к модели самообеспечения.

По данным на август, поставки товаров из-за рубежа упали на 14%. В 2019 году Россия импортировала товары лёгкой промышленности на 11 млрд долларов.
Импорт одежды, по данным ФТС, рухнул на 11% и будет сокращаться дальше: ритейлеры распродали только половину закупленных весенне-летних коллекций, и денег на приобретение свежих партий у некоторых просто нет, рассказывали «Коммерсанту» источники на рынке.

По прогнозам Infoline, в этом году продажи одежды, обуви и аксессуаров в России могут сократиться на 30%, до 1,75 трлн рублей.

Напомним, план восстановления российской экономики от последствий пандемии включает, в том числе, замещение импорта одежды.

Эксперт ForPost полагает, что повышение таможенных пошлин на импортную одежду не является эффективным способом восстановления экономики России, пострадавшей от пандемии.

Ставки пошлин на заграничные товары сейчас запредельно высокие, настолько, что стимулируют нелегальный дешёвый импорт, например, из Китая. Кроме удорожания товара для покупателей это приведёт к тому, что государство не получит планируемые налоги.

Не имеет смысла

В России в последние 20 лет и так удерживаются довольно высокие пошлины на предметы заграничной лёгкой промышленности, считает Галина Баландина, старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

По её словам, увеличение пошлин не имеет смысла хотя бы потому, что страна их не собирает даже на установленном уровне.

«Судя по тому, что панацею правительство видит в маркировке каждой единицы товара, — видимо, обеспечить сборы на должном уровне не удаётся», — объяснила Баландина.

Тем более, что особого манёвра для повышения пошлин у России нет, потому что действует ограниченный уровень ставок, которые мы не можем превышать, не нарушая обязательств перед ВТО.

Вырастет нелегальный импорт

«Столь высокие пошлины не сдерживают нелегальный дешёвый импорт, они провоцируют бизнес на то, чтобы всячески обходить эти правила», — говорит эксперт.

Она рассматривает введение маркировки товара как удар по отечественному бизнесу, занимающемуся поставками заграничной одежды.

«На сайте правительства РФ есть аналитическая справка, где оценивается объём нелегального импорта лёгкой промышленности — до триллиона рублей. Этими данными обосновано введение маркировки товара», — продолжает Баландина.

Она считает, что введение маркировки, скорее всего, тотально коснётся импортных товаров.

Но при этом «серый» рынок вполне легко обойдёт ограничения, что только умножит нелегальный товар на рынке.
Сказать, что в России обеспечивается реализация товаров по правилам торговли, — язык не повернётся, отметила эксперт. В распределительных центрах и на оптовых базах зачастую товар продаётся за наличный расчёт, без проверок и контроля.

Возможно, речь идёт о стимулировании полного цикла, какой-либо поддержки субсидиями и дотациями производства современных тканей, пряжи, нитей, которые могли бы по качеству конкурировать с импортными товарами, предположила Галина Баландина.

«С другой стороны, импортозамещение должно быть до разумной степени. Нельзя лишать страну и бизнес конкурентной среды. Отгородиться «железным занавесом» от внешнего мира — это самое простое. Даёт ли это стимул для развития экономики — второй вопрос. Когда нет конкуренции — нет стимула ни повышать производительность, ни удешевлять производство, внедрять инновации, технологии и прочее», — напомнила эксперт печальный опыт советской экономики.

В то же время лёгкая промышленность — сфера с быстрым оборотом капитала. Бизнесу не нужно мешать, единственное, что нужно, — обеспечить нормальный бизнес-климат в стране, продолжает Баландина.
Об этом в стране говорят много и включают рецепты во все программные документы, но почему-то их так и не удаётся воплотить в жизнь.

Немаловажна нормальная конкуренция, чтобы любая компания могла продать свою продукцию, не испытывая давления от того, что на рынке появится «уполномоченная организация», как это произошло с медицинскими масками в первую волну коронавируса.

Мы можем конкурировать

Галина Баландина проанализировала категории товаров, в которых Россия могла бы конкурировать на мировом рынке.

Есть три условных сегмента заграничных товаров лёгкой промышленности.

Первый — это совсем «бросовые товары», который ввозятся тюками за копейки, из дешёвых материалов, с грубой обработкой. В этой сфере мы вряд ли можем конкурировать с Китаем.

Есть люксовые товары, которые отшиваются в Италии или Франции, стоят немыслимо дорого. Российским модельерам, несмотря на все их успехи и признания, требуется время, чтобы конкурировать в этом сегменте. Тем более, что в нашей стране покупать такую одежду могут единицы.

Но есть и массовые бренды, для среднего класса — удобная одежда хорошего качества на каждый день. В этом случае людей не пугает, что вещи сшиты в Китае или Малайзии, а для России это — ниша.
«Мне кажется, первое, что должно было сделать правительство, — сравнить условия производства и понять, что сделать в нашей стране, чтобы выгодно производить именно такую одежду в России. Нужно, чтобы массовые бренды размещали заказы здесь», — отметила собеседница ForPost.

Необходимы такие внешние условия, которые были бы сопоставимы по затратам на производство и реализацию одежды в нашей стране. Тогда всё получится.

Форпост

 

Все материалы >>