09.06.2014

Интервью замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова "Деловому Петербургу"

Замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов рассказал о последствиях вступления в ВТО, поддержке отечественных производителей, политике импортозамещения, перспективах создания зон свободной торговли и революционных нововведениях для легкой промышленности


Колебания курса валют негативно отразились на многих отраслях. Как вы считаете: следует развивать импортозамещение или трезво решить, что без импорта никуда?

— Действительно, рост иностранной валюты двойственно повлиял на российскую промышленность. С одной стороны, снижение курса рубля ведет к росту конечной стоимости импортных товаров. С другой стороны, предприятия, производящие продукцию, замещающую импортные аналоги, получат очевидные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Экспортеры, безусловно, выиграют от ослабления рубля. В их издержках преобладают рублевые затраты, а в выручке — валюта.
Можно предположить, что окажутся наиболее конкурентоспособными предприятия текстильного и швейного производства, кожевенной промышленности, энергетического машиностроения. Эта продукция изготавливается здесь, и в ней используются наши отечественные компоненты.
Тем не менее у нас есть производители, которые активно используют импортные комплектующие, технологии и сырье. Рост валюты может повлиять на эту сферу нашей промышленности, которая зависит от импортных поставок.

Но активное импортозамещение возможно только с опорой на продвинутую промышленную политику, которая с начала российских реформ была не в почете у ведущих либеральных экономистов. Так что сейчас мы присутствуем при радикальной смене вех российской экономической политики.

Оправдались ли ожидания от вступления в ВТО?

— Рост объемов импорта есть, но ситуация не критическая. Это связано с наличием того самого переходного периода, в течение которого будут постепенно снижаться таможенные тарифы на основные чувствительные товары в автомобильной, авиастроительной и легкой промышленности. В связи с этим уже проводились защитные расследования, направленные на защиту рынка Таможенного союза.
Кроме того, до сих пор российские производители сталкиваются с большим количеством ограничительных барьеров на иностранных рынках. Членство России в ВТО наконец–то дало возможность оспаривать их. Подтверждением является разбирательство против Европейского союза: речь идет об оспаривании механизма "энергокорректировок", которые применяются Европейской комиссией при проведении антидемпинговых расследований против российских производителей.

Хочу подчеркнуть, что все производители имеют право обратиться в Евразийскую экономическую комиссию, если понимают, что наблюдается увеличение импорта или растет демпинг в их отрасли. И мы готовы им в этом помочь и поддержать их.

Планируется ли вводить дополнительные меры поддержки отечественных производителей?

— Один из важнейших механизмов господдержки — ограничение доступа к госзаказу импортной продукции или его запрет. Сейчас подготовлены соответствующие проекты постановлений правительства в отношении машиностроительной продукции и товаров легкой промышленности.

Как пример могу привести ограничение поставок иностранных компаний для гособоронзаказа. Так что эта инициатива не новшество, и уже есть результаты: качество вещей стало лучше, объемы производства отечественной промышленности значительно выросли, при этом цены остались на прежнем уровне. Доля материалов отечественного производства для силовых ведомств увеличилась с 30% в 2011 году до 70% в 2013 году. Произошла замена азиатских материалов сомнительного качества на качественные отечественные материалы.

Как вступление в ВТО отразилось на легкой промышленности?

— Снижение пошлин на многие виды товаров, усугубившееся ситуацией с растущим реимпортом китайских товаров через территорию Казахстана, привело к тому, что доля отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке продолжает оставаться на уровне 25%, а по отдельным позициям она еще ниже. Наиболее ощутимыми последствия были в кожевенно–обувном секторе, где больше всего снизились импортные пошлины и были отменены адвалорные (определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. — Ред.) составляющие. В итоге легкая промышленность признана банковскими структурами наиболее рискованной отраслью, и многие предприятия столкнулись с трудностями в привлечении кредитов. Это, в свою очередь, отрицательно сказалось на процессах технического перевооружения и модернизации отрасли.

Но надо учитывать, что снижение пошлин происходит постепенно, наибольшее падение придется на завершение переходного периода. Это означает, что понижения пошлин на многие товары следует ожидать только через 2 – 3 года.

Какие конкретные меры будут предприняты для поддержки отрасли?

— Пренебрежительное отношение советского государства к легкой промышленности сыграло злую шутку. Мы осваивали космос, вершили мировую политику, но проиграли на тряпках. Ведь не зря в языке есть такие жемчужины народной мудрости, как "Своя рубашка ближе к телу". Давайте признаем, что не только цены на нефть определили исход перестройки, но и те самые "запретные плоды", о которых так классно спел "Наутилус" еще в 1985–м. Сегодня мы это понимаем.
Отрасль по–прежнему переживает серьезные трудности: это проявляется в недостатке качественного сырья, нехватке кадров, наличии контрафактной продукции, низких объемах инвестиций в основной капитал, росте тарифов. Сейчас государство субсидирует затраты по кредитам на закупки сырья и материалов, а также на техническое перевооружение. Объем субсидий составит 700 млн рублей. Впервые выделены субсидии по кредитам на создание новых производств, и речь идет уже о субсидировании 90% ставки рефинансирования. Это 250 млн рублей ежегодно.

Государство приняло для себя революционное решение — обеспечить текущие потребности предприятий в финансовых ресурсах. Планируется создать фонд развития промышленности, который будет кредитовать по ставке не выше 5%. Он станет специальной кредитной программой ВЭБа и Минпромторга. ВЭБ обеспечит рассмотрение заявок и экспертизу проектов, а также привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
Также прорабатывается возможность страхования кредитов для предприятий легкой промышленности и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты, реализуемые в отрасли.
Мы также надеемся, что крупные компании, которые шьют свои товары в Китае и Бангладеш, придут работать в Россию. Для поддержки инвесторов будут созданы инжиниринговые центры как на базе Инновационного центра легкой промышленности, так и на базе профильных высших учебных заведений.

"Деловой Петербург"

 

Все материалы >>