11.11.2016

Интервью с президентом Союзлегпрома о перспективах введения в России единой школьной формы

 

TASS04- Андрей Валентинович, мы говорим о школьной форме. Вы из поколения, которое, используя модное нынче слово, имело жесткий «дресс-код» по школьной форме. Наверняка, воспоминания об этом остались. Каковы они?

 

- Да, форма была, была разная, сначала суконная серая, в старших классах более костюмного вида, синяя. Но, честно сказать, сам внешний вид формы большого значения для меня не имел. Хорошие воспоминания связаны скорее с покупкой формы, когда с родителями ехали в центральный детский мир. Тогда были времена, когда родителей редко видели, и время, проведенное вместе, с покупкой чего-либо, было праздником для меня. Поскольку все выглядели одинаково, я, как мальчик, вообще никакого значения не придавал внешним деталям формы, девочки, конечно, больше старались отличаться, в основном длиной юбки.

Понятно, что и для родителей форма была средством от головной боли, и волновало больше всего только одно, то, что я быстро рос, и форма становилась мала. И причина замены формы, я помню, была именно в том, что я вырос, а не в том, что она стала непригодной или испортилась, ведь в ней я играл и в футбол, и в баскетбол, и «ластик» гоняли, и в слона на переменах.

- В чем Вы видите причину такой «долговечности» формы? Сегодня родители, наоборот, часто жалуются на то, что эта одежда непрактичная.

Видимо причина в том, что форма была сшита из прочной, качественной ткани и, с точки зрения эргономики, правильно сделана.

- Сегодня о школьной форме говорят очень много, и поэтому многие вопросы звучат банально. Однако спрошу: часто обвиняют школьную форму в том, что она мешает проявлению индивидуальности и развитию личности учащегося. Глядя на Вас, это утверждение не кажется правильным. Вы исключение или современные родители ошибаются, придавая школьной одежде такое значение?

- Сейчас, с позиции взрослого человека, я понимаю, что моя форма была даже примитивна, особой красотой не отличалась. Действительно, слышал мнение, что ношение такой одежды негативно влияет на эстетическое развитие человека. Но, и это бесспорный факт, из моего класса вышли четыре известных искусствоведа, совершенно талантливые люди.

Я учился в языковой спецшколе высокого уровня, и выделиться можно было либо умом, либо спортивными достижениями. Ребенок воспитывается в семье и в школе. Соперничество, чьи штаны лучше, характеризует, прежде всего, родителей, а не детей. К детям это не имеет никакого отношения. Говорит это о подмене «ценностей».

- Форму отменили, а сейчас предполагаются немалые попытки вернуть традицию. Вышел «Закон об образовании в РФ», проводятся конкурсы, подписываются субсидии, даже отчетность существует о введенной в регионах форме, а мы продолжаем обсуждать, какова ее роль, и школьной формы как таковой не видим. Что пошло не так, на Ваш взгляд?

- На мой взгляд, если мы будем вводить школьную форму непродуманно, то, наверно, хорошего результата мы не добьемся.

Как я сказал, процесс вхождения во что-то, так и отказа от чего-то, должен происходить постепенно. Иначе все происходит так, что сначала мы все до основания разрушаем, а потом приходит понимание, что все разрушать было не надо. Можно было бы некоторую настройку снести, а базис, который закладывался со стародавних времен, обязательно сохранить. Школьная форма – это важный элемент воспитания, и то, от чего отказались, сейчас нужно разумно возвращать на объяснительно-принудительной основе.

- Как Вы оцениваете сегодняшние результаты по исполнению «Закона об образовании» в части введения форменной одежды?

Можно отметить, что сейчас мы находимся уже в процессе восстановления традиции ношения школьной формы: в нескольких регионах школьная форма введена, выделяются субсидии на компенсацию школьной формы для льготных категорий граждан. Но теперь возникает вопрос, а что же именно введено в качестве школьной формы, на что потрачены компенсации на форму?

И, чтобы ответить на этот вопрос, существует инициатива Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности о разработке и создании единого национального стандарта.

- С Вами согласятся многие руководители учебных заведений. Однако, если администрация школы заинтересована в ведении школьной формы в рамках своего учебного заведения, то как выбрать «правильную», а значит качественную школьную форму?

- Пока никак. Сегодня форма выбирается из общих принципов и некоего внешнего вида. Это уровень восприятия каждого отдельного чиновника или директора учебного заведения, которые считают правильным форму вводить. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать такой инструмент, который бы упростил жизнь работников системы образования, администраторов, чиновников, которые, по большому счету, занимаются благим делом.

- Мы обсудили вопросы необходимости стандарта с точки зрения административного введения. Есть еще производитель. Как на нем отразится принятие национального стандарта?


- Когда появится стандарт и система, тогда те производители, которые не готовы принять и соответствовать единому стандарту на добровольной основе, постепенно будут вынуждены уйти с рынка школьной формы. Если производитель принял соответствие стандарту и активно участвует в вопросах совершенства стандарта, то это в первую очередь предохраняет его от недобросовестной конкуренции и появляется возможность соответствовать знаку качества. В частности, в России производители детской одежды по типу школьная форма лишены такой возможности на сегодняшний день.

Самое главное, что когда стандарт появляется, у отечественного производителя появляются инструменты борьбы с контрафактом, а также дополнительный интерес реинвестировать в себя, в свое производство благодаря данному инструменту. А сегодня он раздет-разут перед этой ситуацией. Он делает лучше, качественнее, а его оценивают по той же шкале, что и подделку. И промышленность не получает дополнительный импульс. Ведь если не к чему стремиться, то в первую очередь страдает качество, начиная не повышаться, а существенно понижаться.

- Имеет ли в виду стандарт использовать только услуги российских швейных производств и российское сырье?

- Да, мы ориентируемся на российского производителя формы, но если выстраивать правила, то у всех участников рынка есть выбор – следовать им или не следовать. И также с точки зрения производства тканей. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы ткани производились в России, но стандарт мы делаем не для того, чтобы производить их в России. Делаем это для того, чтобы, отбирая даже импортные ткани, мы отбирали их по определенному принципу и определенного качества. Это нужно для того, чтобы наши дети носили одежду из качественных тканей по правильной цене, желательно российского производства, а если не российского, то того же самого качества.

- Вы затронули вопрос отношения стандарта непосредственно к потребителю, то есть к детям и через их интересы к родителям. Можно ли более детально остановиться на этом вопросе?

- С точки зрения стандарта абсолютно неинтересно, где произведена ткань, в России или за рубежом. Ведь потребителям крайне важно, чтобы их дети были здоровы, а для этого носили качественную одежду, чтобы ему было удобно, чтобы не потел, чтобы все параметры ткани были правильные. И потребителю не важно, какая марка производителя стоит на одежде, важно качество изделия, ну и еще, чтобы оно было по карману. Меня спрашивают, а подорожает ли школьная форма? Да, я вам скажу, подорожает, но не потому, что наш производитель будет задирать цену, а потому что китайское аналогичное будет стоить дороже. И тогда встанет вопрос – ходить ребенку в некачественном и болеть, или в качественном и иметь больше шансов быть здоровым.

Как не описывай школьную форму, это одежда, в которой ребенок ходит в школе длительное время, которая выполняет определенные функции, включая воспитательную. Есть еще такая тема – нужно поднимать уровень школы и ее значение, чтобы учиться в школе и носить ее форму было престижно.

Для меня бесспорно одно – что форма – это одна из форм воспитания.

- Вы считаете, что стандарт должен быть единым? Сейчас многие обвиняют существующий технический регламент в том, что он инерционен и не отвечает требованиям, возникающим с течением времени. Именно так со школьной формой. В техническом регламенте школьная форма не описана, внести изменения довольно сложно, а время требует поправок.

Да, нам нужен единый национальный стандарт на форму. При этом мы не рассматриваем, что этот стандарт должен быть жестко обязательным, но должно быть определено понятие, прописаны технические характеристики и виды технических условий. Добровольный стандарт именно тем и отличается, что его можно совершенствовать и изменять. И предполагается, что изменения не будут проходить долгие процедуры внесения, а вноситься так скоро, как это нужно. И наиболее разумно, такой стандарт разработать в системе качества. В таком случае, регион, который готов и хочет вводить школьную форму, может вводить у себя единый стандарт, при этом его дополнять и совершенствовать по ситуации. Это согласовательная процедура, которая требует внимания и времени, но она более проста, чем внесение изменений в единый технический регламент, действующий на территории нескольких стран.

- В этом году система Роскачество провела проверку брюк для мальчиков школьного возраста. Результаты проверки были объявлены в августе, сейчас – ноябрь, но знак соответствия никому не присвоен. Нет производителей, которые соответствуют?

- Результаты проверки оказались настолько неожиданными, в плохом смысле. При отсутствии единых стандартов, на мой взгляд, трудно ожидать других результатов, почти у всех производителей нашли несоответствия даже с действующим регламентом. Скорее всего, на волне общего негатива, о «хороших» просто-напросто забыли. Мы обязательно постараемся этот вопрос решить, так как считаем очень правильным давать информацию об успехах наших производств, даже если их пока мало. И главное, надо создать все условия для повышения качества и прозрачной системы контроля этого качества.

Проект "Наша форма"

Все материалы >>