09.09.2013

Василий ГУЩИН: "АКТУАЛЬНО, РЕАЛЬНО И ВОЗМОЖНО!"

- Василий Евгеньевич, Президент России поставил задачу по увеличению объёма инвестиций до 28% от регионального валового продукта. По вашему мнению, для нашего региона актуально, реально и возможно ли это сделать?

- Актуально, более чем! И не только для нашего региона и вообще для страны. Все понимают, что экономический рост необходим, т.к. только он является источником улучшения жизни людей. Есть два источника экономического роста. Первый - это инвестиции, когда за счёт создания новых рабочих мест, увеличения добавленной стоимости и выработки на занятого, возникает эффект, который приводит к увеличению национального богатства. Второй способ – через стимулирование конечного спроса, когда благодаря высокому потреблению промышленность страны наращивает мощности на удовлетворение этого спроса, что тоже обеспечивает рост. К сожалению, вторая модель, модель спроса, сегодня в России не работает. На сегодняшний день мы видим затухание всех показателей экономического роста, промышленного роста, показателей спроса и естественно самым надёжным способом представляются инвестиции, т.е. первая модель. Поэтому конечно это вещь актуальная, необходимая, так как без инвестиций оживление экономики невозможно.

Теперь следующий вопрос – насколько это реально. К сожалению, в стране сложилась ситуация, при которой рентабельных проектов мало. Мы не должны забывать, что став членом ВТО, ещё больше углубившись в международное разделение труда, мы попали в ситуацию, при которой началась открытая борьба за наш рынок. Всем нужны рынки сбыта. Мы свой рынок сбыта для иностранных товаров предоставили. На Западе есть мощности, на Востоке они строятся, а мы свой рынок с готовностью отдали. Что в итоге? Да, мы стали понимать, что на сегодняшний день среди этих факторов, которые мы оцениваем, как инвестиционную привлекательность, рентабельность, окупаемость и т.д., мы практически всем проигрываем и Западу, и Востоку. У нас дорогая инфраструктура, у нас очень дорого ездить, дорого летать, у нас дорого и сложно арендовать жильё, поэтому мобильность рабочей силы низкая, у нас не развиты механизмы, связанные с развитием территорий, у нас нет чёткой политики, какая территория должна развиваться и за счёт чего. У нас финансовые институты работают совсем не так как на Западе.

Если мы посмотрим на цену электроэнергии, если мы возьмём инфраструктуру не только с точки зрения мобильности рабочей силы, но посмотрим, например, с какой скоростью у нас двигаются грузовые поезда в России, становится понятно, почему в конкуренции за инвестиции Россия проигрывает. Наша страна сегодня представляет собой рынок с открытыми границами, на который смотрят как с Востока, так и с Запада только с одной целью - сбывать сюда свой товар. Инвестиции, учитывая нагрузку инфраструктурную и социальную, которую несет бизнес в России, никто не готов делать. Естественно, что российский бизнес и сам мало инвестирует. Остаётся только один инвестор – это государство. Государство как бюджет, государство как суверенные фонды (сегодня, как вы знаете, они распечатаны для трёх мега проектов – это центральная кольцевая автодорога, Транссиб и строительство скоростной магистрали до Казани). Это деньги крупных компаний, связанных с углеводородами, только они могут сегодня какую-то инвестиционную активность себе позволить. Поэтому в России сложилась такая плачевная ситуация с инвестициями, а она сложилась потому, что у нас всё чрезвычайно дорого, у нас окупаемых проектов мало. Сегодня у государства голова болит о том, как повысить уровень инвестиций, потому что только оно имеет возможность свои деньги вкладывать без оглядки на окупаемость. Оно может их потратить и напечатать новые.

- Правильно ли я вас понял, по-вашему мнению, главным инвестором, для того чтобы обеспечить показатели, которые обозначил президент, должно выступать само государство и часть нефтегазовых корпораций?

- Если убрать слово должно, то это именно так и есть. Почему его надо убрать обязательно, я не имею права никому давать советов, указаний и т.д. Я вам говорю о том, какая ситуация сегодня в стране, я констатирую факт. Частные инвестиции для экономики полезнее государственных. Это безусловно, но мы с вами оба видим, что происходит: пока государство поддерживает инвестиционную активность – есть инвестиции, как только оно их сокращает – инвестиций нет. К сожалению, на сегодняшний день мы должны признать, что в России государство - это единственный инвестор.

- Если говорить об Ивановской области, то в каких секторах может произойти увеличение объема инвестиций?

- Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку я более-менее понимаю, что происходит в текстильной отрасли в России, в Иванове, но в целом за экономику отвечать не готов. Я понимаю, что и какие проекты могут быть реализованы в текстиле, а за всё остальное говорить не готов, т.е. я не знаю, сколько собираются построить дорог, объектов социальной инфраструктуры – больниц, садов, школ, стадионов, бассейнов и т.д. Я не знаю, какие есть планы и возможности у других отраслей, например, в сельском хозяйстве, в машиностроении и т.д., у меня нет такой информации, поэтому я за ситуацию в области говорить не готов.

- Если говорить о текстильной промышленности, то инвестиционные проекты, в том числе и крупные, могут обеспечить такой показатель рост до 28 % валового регионального продукта к 2015 г.?

- Это доля инвестиций ВРП? Ну наверно один текстиль не сможет. Если брать в расчёт, что из крупных проектов - это Ивановская мануфактура и комбинат синтетического волокна, то вряд ли.

- Если говорить об Ивановской мануфактуре и о комбинате синтетического волокна, то уже существуют инвесторы, которые интересуются этими проектами. Как продвигается дело по реализации этих проектов?

- Это два разных проекта. Подходы и сроки реализации у них разные. Насколько мне известно, по Ивановской мануфактуре, сейчас идёт стадия оформления решения со словенской стороной. Следующим этапом будет рассмотрение документов во Внешэкономбанке. Насколько я знаю, они планируют всё это завершить осенью и начать строительство в ближайшее время. По поводу комбината синтетического волокна, сейчас идёт проектная стадия, т.е. объявлен конкурс на проектирование и я думаю, что к 1 октября будет подписан договор, а сроки начала строительства конец 2014 – начало 2015 г.

- Уже буквально через год-полтора может быть начато строительство этого комбината?

- Да. Вопросов очень много, но мы их решаем.

- Очень часто говорили о том, что многие предприниматели и эксперты скептически настроенные, воспринимали этот проект по строительству комбината синтетического волокна, как очередную возможность распила бюджетных денег. Вы согласны с такой позицией?

- Человеку, который ответственен за этот проект, задавать такой вопрос, значит получить такой ответ – конечно нет! Вам гораздо интересней получить ответы у тех, кто наблюдает за всей этой ситуацией со стороны – это первое. Второе, сегодня наш проект по синтетическому волокну не единственный, который задуман в России. Могу предложить поискать информацию в открытом доступе о других проектах, посмотреть мощность, посмотреть объём инвестиций и сравнить, то, что декларируют сегодня они и сравнить с объёмом наших инвестиций. Я только так могу на это ответить. Понимаете, когда начнется строительство бюджетных денег здесь не будет. Форма господдержки - это кредит Внешэкономбанка. Это заемные деньги. Их будем возвращать. Другой вопрос, что сейчас область вносит в капитал общества инвестиции. И, согласен, до момента продажи акций частным инвесторам тема актуальна.

- Вопрос получается такой, Василий Евгеньевич, ещё раз подтвердите, что вы не собираетесь воровать бюджетных денег?

- Подтверждаю.

- Если говорить о возможности частных инвесторов. Потянут ли они такой проект?

- При наличии господдержки да, потянут.
- А согласятся они вкладывать деньги в такое неоднозначное, скажем так, мероприятие, где риски очень велики? Вроде важность есть, но замысел настолько грандиозный.

- Это только по нашим меркам он кажется грандиозным. Вот у меня сейчас переговоры с Нижнекамскнефтехимом на предмет подписания соглашения по сырью. У них сейчас в проработке находится проект по строительству комплекса по переработке олефинов на миллион тонн в год. Там, помимо синтетических каучуков будет примерно 500 тыс. тонн этиленов и отсюда увеличится объём производства сырья, который будет необходим нам. Они должны в сентябре принять окончательное решение, будут они инвестировать или нет. Сегодня пока нет точных оценок суммы инвестиций, но в любом случае это 4-5 млрд. долларов. Миллион тонн переработки, только треть продукции сегодня будет использовано, две трети они будут продавать, в том числе экспортировать. Бизнес - это риск, а они готовы взять на себя риск на 5 млрд. долларов. Вот, а вы говорите, крупный и рискованный проект: 350 млн. долларов вложений при выпуске 180 тыс. тонн, что меньше объёма потребления в стране. Поэтому с точки зрения отрасли проект вполне средний, но по ивановским меркам крупный. Но поймите! Задача ставилась какая? Создать сырьевую базу для возрождения текстильной отрасли. Эту задачу я и решаю. При этом вижу маркетинговые возможности, для того чтобы продукцию реализовывать в любом случае, даже если в Иванове мы не продадим ничего. Если даже ивановские предприятия у нас не купят ни кипы полиэстера, мы его весь продадим. В России хороший спрос и в Восточной и Западной Европе хороший спрос. У нас нормальное плечо доставки, мы не самым плохим образом логистически расположены. 

- Василий Евгеньевич, основные вопросы завершились, ещё интересует вопрос о первых итогах вступления России в ВТО в Ивановской области в текстильной отрасли. Как вы оцениваете это влияние?

- На текстильную отрасль в Иванове большее влияние оказал кризис, причём сначала финансовый, потом сырьевой. Подорожание хлопка, потом резкое падение, конечно, это всё обескровило ивановский текстиль. Если мы посмотрим даже на цифры по российской статистике за полугодие 2013 года, то увидим, что выпуск сокращается, импорт растёт. Сам по себе факт вступления в ВТО не послужил каким-то спусковым крючком, не стал таким рубежным переломным моментом, при котором изменились условия хозяйствования, стало невыгодно, то, что раньше стало выгодно. Нет, другой вопрос, то о чём мы с вами перед этим разговаривали. Наличие избыточных мощностей в Азии, открытые границы для азиатского товара, дешевизна там ресурсов по сравнению с нашими, очень серьёзно осложняют не только привлечение инвестиций, но и ведение нормальной текущей операционной деятельности текстильных предприятий. Потому что вступление в ВТО – это война наступательная, т.е. страны, которые стремятся в ВТО, стремятся для себя открыть внешние рынки. Ивановский текстиль в массовой объеме не экспортировался, поэтому ожидать, что вступление в ВТО, нам даст дополнительные возможности на продвижение на внешние рынки никто не ждал. 

Другой вопрос, что защита внутреннего рынка ослабла в силу ряда факторов, это не только вступление в ВТО, но и в Таможенный союз и отдельные особые режимы для ввоза импортного товара, которые действуют на территории Казахстана и особый режим для особых экономических зон, которые действуют на территории Белоруссии. Вот они сегодня создают для нас условия нечестной конкуренции, особенно Казахстан, где существуют свободные зоны со складами для прохождения таможенной очистки дешево с упрощённой процедурой. Россия никак не может на это повлиять. Да еще и «прилипнув» к этому товару завозится товар без таможенного оформления. На сегодняшний день конечно не вступление в ВТО, а существующая нечестная конкуренция на российском рынке товаров народного потребления - вот основная проблема и серьёзная головная боль. Для тех компаний, которые работают на корпоративном рынке и для госнужд: по средствам индивидуальной защиты, по одежде и т.д., для них более прогнозируема во-первых, коммерческая сторона, экономика процесса. Во-вторых, платёжеспособность заказчиков и, в-третьих, государство, установив определённые ограничения на закупку для нужд государства и для гособоронзаказа продукции по её происхождению, создало для таких предприятий условия, чтобы они зарабатывали. А те, кто работает на конкурентном рынке, на рынке товаров народного потребления, в этой нечестной конкуренции победить не могут.

- Получается, что после вступления России в ВТО для Ивановских текстильщиков ничего не изменилось? 

- Мы не получили преимуществ, потому что, я ещё раз повторю, это наступательная война. Страны, которые вступает в ВТО, стремятся открыть рынки других стран, а мы ничего не экспортируем. Ивановские текстильщики более заинтересованы в защите внутреннего рынка, например, в заградительных пошлинах, в том, чтобы к нам меньше завозилось товара, но это противоречит нормам ВТО, как противоречит и импортозамещение. Пошлины снижаются постепенно. Переходный период только ещё в самом начале. Но насколько я понимаю, контрабандистов пошлина нисколько не смущает, им без разницы какая цифра. Поэтому главные проблемы всем известны, они уже застарелые и всё никак не можем их победить. Рецептов, как сделать это быстро, не существует.

"Ивановская газета"

Все материалы >>