13.12.2017

В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ обсудили необходимость более плотного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

 

12 декабря с.г. состоялось пленарное заседание Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по экономике, развитию предпринимательства и потребительскому рынку. Проблематика более активного взаимодействия Комиссии в федеральными ведомствами и региональными администрациями, в контексте социально-экономической ситуации в стране, была основной темой заседания.

Председатель Комиссии Борис Алешин охарактеризовал эту тему как важнейшую в контексте текущих и перспективных трендов социально-экономической ситуации в стране. Отметив,что от этих трендов продолжает отставать нормативно-законодательная база. В результате, не отрегулирована в надлежащем объеме деятельность хозяйствующих субъектов. Давление же государства на бизнес, как минимум, не уменьшается, причем в последнее время проявляется тенденция к "огосударствлению" бизнеса, но и этот процесс никак не регламентируется в нормативно-законодательном плане. А эти факторы, наряду с другими, не позволяют сформулировать и сформировать комплексную модель экономического развития страны.

Обращено также внимание на меньшую активность региональных общественных палат в информационно-аналитической и законотворческой работе общероссийской ОП. По мнению Б.Алешина и других участников Комиссии, это обусловлено, в том числе, всё более сложной ситуацией с региональными бюджетами, с их растущей задолженностью по экономическим и социальным статьям расходов. Что, естественно, создаёт неблагоприятный "климат" в работе региональных палат.

Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, другие участники Комиссии отметили также проблематичность в диалоге ОП РФ и бизнеса с государственными структурами. Так, к концу года более заметными стало "пробуксовывание" предложений и инициатив аналитического и делового сообществ в правительственных структурах. Уровень же инфляции остаётся "сверхзадачей" в разработке и реализации правительственных решений в социально-экономической сфере. Причем вопросы уровня инфляции всё чаще рассматриваются в отрыве от конкретных экономических трендов, а социальные вопросы стали чаще "отделяться" от конкретной экономической проблематики.

В частности, в этих структурах пока не учитываются соответствующие предложения ОП РФ по расширению критериев эффективности финансово-экономической политики. Но при таком подходе рискуют существенно замедлиться темпы импортозамещения, реиндустриализации и всё более востребованного обновления кадрового потенциала в экономике.

Б.Алешин и А.Разбродин, отметив правительственные установки по инновационной трансформации экономики, констатировали всё больший уровень отставания здесь нормативно-законодательной базы. В связи с чем требуются, прежде всего, разработка и принятие федерального закона "О научно-технической и инновационной деятельности".

Также обращено внимание на тенденцию "гонки за рекордами" в сфере цифровой экономики, а в ее инфраструктурном секторе начинает проявляться, своего рода, гигантомания. Вопреки конкретным расчетам реального, предсказуемого спроса на сверхкрупные инфраструктурные объекты цифровизации и в смежных с ней секторах. Тем временем, в этой сфере ситуация с кадрами, как и в других отраслях, остаётся сложной, наряду с несовершенством профильной нормативно-правовой базы. Но, "как показывает общемировая практика, - подчеркнул Б.Алешин, - интеллектуализация экономики - главное условие эффективности ее цифровизации".

Обсуждались также вопросы, связанные с работой саморегулируемых организаций, с влиянием на малый и средний бизнес государственной оценочной деятельности, а также вопросы стандартизации товаров и услуг. В этой связи, отмечено негативное влияние на бизнес, особенно на МСП, ускоряющейся переоценки кадастровой стоимости земель и недвижимости. Вдобавок, это всё чаще происходит "задним числом", что, в большинстве таких прецедентов, ставит под вопрос продолжение производственной и других видов экономической деятельности предприятий, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Ибо, как подчеркнул Андрей  Разбродин, "в результате.кадастровая стоимость земли и основных фондов в мегаполисах возрастает в 10 и более раз. Предъявление же таких "счетов" предпринимателям, особенно малого и среднего сегментов, способно остановить их деятельность". Причем, по мнению А.Разбродина и других участников Комиссии, периодичность и методика оценочной деятельности тоже сопровождаются нормативно-правовыми пробелами.

Что же касается вопросов стандартизации, А.Разбродин пояснил, что "прежняя система в этой сфере была не усовершенстсвована, а разрушена, потому, например, в легпроме и других перерабатывающих отраслях де-факто продолжают действовать стандарты или, по крайней мере, технические нормативы 60-х - 70-х годов. А новые стандарты в виде техрегламентов в тех же отраслях почти не применяются, так как не созданы для этого надлежащая технологическая и инфраструктурная базы". Эти вопросы, по словам Б.Алешина и А.Разбродина, были среди основных в ходе недавних форумов легпрома и ряда других перерабатывающих отраслей. Но в проектах государственных программ по развитию этих отраслей означенные вопросы, зачастую, никак не отражены.

Отмечался на заседании всё более устойчивый тренд увеличения и расширения сферы экономической деятельности саморегулируемых организаций (СРО). В связи с чем, по мнению А.Разбродина, для эффективного взаимодействия СРО с государством требуется всесторонняя правая база. Точнее, "необходимы, - подчеркнул президент Союзлегпрома, - дальнейшее развитие института саморегулируемых организаций. и механизм их встраивания в систему экономического регулирования".

Тема стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и "ноу-хау" тоже рассматривалась в ходе заседания Комиссии. Но, как отмечалось, в этой сфере складывается парадоксальная ситуация. что обусловлено, похоже, фискальными проблемами госбюджета. А именно: согласно законодательству, если цена экспортируемого продукта на российском рынке ниже, в сравнении с рынком страны-импортера, ФАС требует полностью возместить "недостачу" (причем начисляются и пеня за просрочку этих выплат). Но завышение экспортных цен, чтобы избежать таких платежей, сразу снижает конкурентоспособность того же экспортируемого продукта даже при его высоком качестве.

Упомянутые и другие оценки и предложения Комиссии будут направлены руководству ОП РФ для последующей их передачи в профильные ведомства.

Все материалы >>
Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2017 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт