Текстильная и легкая промышленность России

ГОД УСЛОВНО

Год назад, 22 августа 2012 года, после 18 лет переговоров Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Можно подводить первые итоги.

Глава РСПП Александр Шохин отметил, что «около половины отечественных компаний не почувствовали никакого эффекта, а негативное влияние отметила каждая четвертая компания», — передает слова Шохина РБК-daily. Слухи о катастрофических последствиях присоединения России к ВТО оказались несколько преувеличены.

Российская экономика и российский производитель живы и чувствуют себя «по возрасту». И те проблемы, которые существуют у наших производителей (низкое качество товаров, энергозатратное производство, неумение эффективно работать на прозрачных рынках и т. п.), порождены не ВТО, а всем предшествующим ходом развития сначала за железным занавесом, а потом в тепличных условиях неконкурентного полузакрытого рынка. Например, чем виновата ВТО, что наши отечественные автомобили не выдерживают конкуренции на внутреннем рынке, а потребитель все больше и больше отдает предпочтение качественным импортным автомобилям?

Парадокс заключается в том, что как потребители (покупатели) мы хотим видеть на прилавках качественные и доступные товары, а как производители (работники предприятий и организаций) мы сразу становимся сторонниками затратного неэффективного производства. Значит ВТО не приносит нам новых проблем, а высвечивает наши старые, которые мы не хотим решать. Справедливости ради надо сказать, что не только мы.

Так, в семидесятые годы прошлого столетия на американский рынок ворвался японский производитель автомобилей. Более современных, экономичных и дешевых по сравнению с американскими автомобилями того периода. Какова была реакция американского автопрома? Правильно — от государства потребовали, чтобы оно закрыло рынок для конкурента путем введения дополнительных высоких таможенных ставок. В течение двадцати лет американцы пытались защитить свой автопром и не допустить конкурента на внутренний рынок. Каков результат? Детройт, столица автопрома США, объявляет себя банкротом, а все основные американские автомобильные корпорации перестали быть американскими, многие прекратили свое существование. Вот и мы — чем больше пытаемся спасти своего производителя путем сохранения для него тепличных условий, тем успешнее разрушаем национальную экономику.

С другой стороны, Китай стал членом ВТО в 2001 году и сегодня по объему торговли обогнал США. Столь же динамично развиваются экономики членов ВТО — Бразилии, Индии, ЮАР. Примеры можно множить.

Но дело не в примерах, а в понимании сути — что же такое ВТО, как и на какие процессы она влияет в развитии национальных экономик, почему подавляющее большинство стран присоединились к ВТО? В рамках ВТО сегодня, с учетом России, осуществляется, по разным оценкам, до 95% мирового торгового оборота.

ВТО — это международная организация, которая определяет правила международной торговли между странами-участницами организации и обеспечивает их выполнение каждой страной — членом ВТО. Это значит, что появляются «правила игры», которые известны всем и не меняются (как это принято у нас, — каждые три месяца, а то и задним числом). Более того, они не могут быть изменены просто так. Эти правила предполагают обеспечить равные условия конкуренции на рынке всем участникам бизнес-процесса: и своим национальным, и зарубежным. Эти правила позволяют российским производителям иметь свободный доступ на зарубежные рынки при условии конкурентоспособности их товаров. Правила ВТО позволяют отменить около 80 ограничений в торговле с Россией, которые применялись к нашим товарам до вступления России в ВТО.

Правила принуждают защищать право интеллектуальной собственности. Кстати, это был один из самых сложных вопросов в переговорах, поскольку пиратство в России стало явлением нарицательным.

В случае нарушения правил ВТО и условий соглашений начинает действовать суд ВТО, который может серьезно наказать нарушителя. Так, страны ЕС и присоединившиеся к ним другие члены ВТО уже выдвинули России претензию по поводу введения утилизационного сбора на автомобили.

Работа в ВТО — это постоянный переговорный процесс между членами ВТО по поводу соблюдения правил торговли. А это значит, что основными специалистами в ВТО оказываются юристы, знающие нормы ВТО и нормы международного права. Таких специалистов в России сегодня мало, и их необходимо готовить. Если учесть, что основные соглашения, которые подписала Россия, объемом более 1100 страниц и существуют только на английском языке (официального русского аутентичного перевода нет), становится понятно, как трудно защищать интересы России.

«Наша идея накануне вступления в ВТО, — приводит слова Алексея Лихачева gazeta.ru, — состояла в том, что мы одномоментно не почувствуем ощутимых эффектов. В краткосрочной перспективе ничего не должно обвалиться. Ровно так же, например, мы не увеличим экспорт в разы только потому, что мы стали членами ВТО. И жизнь подтвердила правильность этой позиции… Очень хорошо, что никто ничего не заметил. Наша цель именно в этом и состояла. Потому что всегда, вступая в ВТО, первое, что делает страна, — исполняет взятые на себя обязательства. А параллельно с этим начинает реализовывать возможности».

Таким образом, по мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год показал, что России необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, в то время как получение ощутимых выгод в краткосрочном периоде является маловероятным. Это, однако, не относится к улучшению инвестиционного климата, которое действительно произошло благодаря повышению ясности и предсказуемости правил игры.

Переходный период вхождения России в ВТО составляет семь лет. Что за это время мы реально успеем и сможем сделать, определит будущее. Пока прошел один год, условно...

________________________________________
Рост импорта в Россию (с сентября 2012-го по апрель 2013 года по сравнению
с аналогичным периодом 2012 года):

На 3,2 миллиарда долларов вырос импорт машинооборудования

На 713 миллионов долларов — медикаментов

На 391 миллион долларов — мяса свежего и мороженого

На 321 миллион долларов — одежды

На 111 миллионов долларов — свежей рыбы

"Биржа"

Новости:

Все новости

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт